Цикл наблюдений за елочкой.
- Рассмотрим эту елочку.
Цель: Познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада. Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки. Учить любоваться живой елочкой.
Воспитатель:
- Что это за дерево, кто знает?
- Почему думаете, что елка?
- Какая она: большая или маленькая, высокая или низкая, старая или молодая?
- Какого она цвета?
- Что есть у елки?
- Какой у нее ствол: толстый, тонкий, какого цвета?
- Какие ветви, как они расположены? Покажите.
- А есть ли у нее листья, покажите их?
- Как они называются? (Иголочки, хвоинки)
- Какие у ели иголочки, хвоинки? (Маленькие, острые, колючие)
- А что еще бывает на елочке? (Шишки)
- Кто из вас видел в лесу шишке на елке? А есть ли на нашей елочке шишке? Почему их нет? (Она маленькая)
- Нравится ли вам наша елочка, чем?
- Давайте полюбуемся ею, а когда придем в группу, то нарисуем нашу красавицу.
2. Условия, необходимые для роста елочки.
Цель: Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели. Учить детей бережно относиться к зеленому другу.
Воспитатель:
- Давайте найдем нашу елочку. Посмотрите на нее, какая она красивая. Полюбуйтесь ею.
- Как думаете, что нужно для ее роста? (Почва, свет, тепло, вода)
- Что будет, если елочку не поливать?
- А кто поливает нашу елочку?
- Как вы думаете, а зимой елочка растет? А почему? Так нужно тепло елочке?
- Где ей лучше расти: в городе или в лесу? Там, где она одна, или там, где много деревьев? Кто из вас был в лесу?
- При каких условиях елочка бывает пушистой, ровной: когда много деревьев и ей тесно, мало света или когда ей никто не мешает и достаточно света? Так нужен ли свет для елочки? Почему?
- Как вы думаете, елочка живая или нет? Почему живая?
- А будет ли она расти, если ломать ветки?
- Надо ли елочку беречь? Как?
3. Чем пахнет елочка?
Цель: Познакомить детей с специфическим запахом ели – запахом смолы. Объяснить, в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.
Воспитатель:
- Я загадаю загадку, а вы найдите отгадку: Хвойная одежка, смоляная ножка. Мохнатая лапка, зеленая шапка. (Ель)
- Почему вы думаете, что это елка? Докажите.
- Что за хвойная одежка у нее? А хвоя – это что? А она пахнет? Понюхайте ее. У ели вместо листьев хвоинки. Значит про нее можно сказать, что это хвойное дерево.
- Найдите смоляную ножку у ели. Покажите ее.
- Почему его называют смоляным?
- А есть ли смола на нашей елке? Почему нет?
- Кто видел в лесу смолу на елке?
- Как вы думаете, пахнет ли смола?
- Можно ли ее жевать?
- А полезна ли она?
- А что это за мохнатые лапы у ели?
- Покажите, как они расположены.
- Кто знает, как по-другому их называют? (Лапник)
- Пахнет ли воздух возле елки? Закройте глаза и вдохните воздух. Хорошо ли человеку дышать этим воздухом? Полезен ли он для здоровья?
- Хвойные леса полезны для здоровья человека, так как там воздух чистый и ароматный.
4. Чем ель отличается от лиственных деревьев?
Цель: Показать детям разницу между хвойными и лиственными деревьями.
Воспитатель:
- Посмотрите и скажите, какие деревья видите вокруг себя?
- Что на них растет?
- Как мы можем назвать все деревья, на которых растут листья?
- Найдите елочку, посмотрите на нее и скажите, а есть ли у нее листья? Как называются листья у елки? (Иголки, хвоя)
- Если листья у елки – хвоя, значит какое ель дерево? (Хвойное)
- Какого цвета листья и иголки?
- Как расположены ветви у лиственного дерева? В какой части ствола? Покажите.
- А как у ели? Покажите.
- Одинаково ли растут листья на деревьях и иголочки на елочке?
- Как думаете, на всех ли елках одинаковые иголки? Закройте глаза, откройте и посмотрите.
- А на всех ли деревьях одинаковые листья?
- Чем они отличаются? (Размером, формой, цветом, расположением на ветке.)
- Сравните ствол ели и березы. Потрогайте их. Какие они?
- Почему про елку говорят:»Зимой и летом одним цветом?»
- А есть ли зимой листья на лиственных деревьях? Почему их нет?
- Когда дует ветер, как ведут себя листочки и хвоинки?
5. Сравнение елки с сосной.
Цель: Расширять представления детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить детей с их пользой для здоровья людей.
Воспитатель:
- Отгадайте загадку: «У меня длинней иголки, чем у ели. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке – ветви только на макушке». (Сосна)
- Почему думаете, что это сосна?
- Чем сосна и ель похожи?
- Как мы можем назвать эти деревья, раз у них есть хвоя?
- Похожи ли иголки у них?
- А цвет иголок какой?
- Как расположены ветки на стволе?
- Как вы думаете, почему они так растут?
- А у нас сосна и ель какие? Что выше? Почему?
- А зимой у сосны есть иголки? Потрогайте их. Какие они?
- Потрогайте стволы деревьев. Какие они?
- А есть смолка у сосны? Пахнет она? Понюхайте.
- Есть ли у сосны шишки? Найдите их.
- Расскажите, какие шишки у сосны? Похожи ли они на шишки ели?
- Полезен ли воздух сосен и елок?
6. Наблюдение за иголочками.
Цель: Уточнить знания детей об иголках у елки – это видоизмененные листья.
Воспитатель:
- Отгадайте загадку и найдите отгадку: «Ее в лесу всегда найдем, пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, зимою в платьем летнем». (Елка)
- Почему про нее говорят «колючая, как еж»?
- Потрогайте осторожно иголки пальцем. Какие они у елочки? Их цвет? Где они расположены? Как растут? Много их или мало? Опадают ли они на зиму? Стоят ли елки «раздетые» зимой?
- На лиственных деревьях есть листья, а есть ли листья у елочки?
- Как по-другому они называются?
- Полезна ли она людям? Принесла веточку, которая была сломана. Давайте попробуем на вкус хвоинки. Какие они?
- А можно ли просто так их рвать? Почему нельзя?
- Как думаете, быстро ли растет ель?
- А будет ли расти ель без иголочек? А будет ли она красива?
- А зачем иголочки нужны елочке?
7. Красива ли наша елочка?
Цель: Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее.
Воспитатель:
- Ребята, давайте найдем нашу елочку – зеленую иголочку. Какая наша елочка?
- Кому из вас она нравится? Чем?
- В какое время года елочка нравится больше и почему?
- Кто хочет прочитать про нее стихотворение? Какие загадки про елочку вы знаете?
- Многие художники любили и любят рисовать ели. А как бы вы нарисовали елочку?
- Так красива ли наша елочка? Чем? (Она живая, растет.) Все живое – красиво.
- А надо ли беречь ее, охранять? А как? А другие живые растения?
- Чем полезна елочка?
- Как вы думаете, нужна ли животным в лесу елочка? Каким животным и почему?
8. Сравнение игрушечной елки и живой.
Цель: Учить детей сравнивать живое и искусственное, учить ценить и беречь живое.
Воспитатель:
- Что это за елочки?
- Похожи ли они?
- Почему это живая елочка? Чем отличается от искусственной?
- Где растет елка?
- Растет ли искусственная? Почему думаете, что нет?
- Если мы ее посадим, будет ли она расти? Живая ли она?
- Пахнет ли наша елочка? Давайте понюхаем какой запах.
- А искусственная - пахнет? Почему нет?
- Потрогайте иголки у елок. Какие они?
- А растут ли искусственной елки шишки?
- А у живой елки они вырастут? Когда?
- Долго ли растет елка?
- Какую пользу приносит ель людям?
- Может ли искусственная елка принести эти пользу людям?
- Зачем же нам нужна искусственная ель? Когда мы ее используем? У кого дома она есть?
- Надо ли беречь живую елку?
|