Пятница
29.03.2024
17:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство. »
Меню сайта

Мини-чат

Художественная литература как универсальное  развивающе-образовательное средство

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…» (ученый-литературовед Д.С.Лихачев).

Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду заключается в свободном выборе воспитателем художественных текстов для конкретной группы детей, в непринужденной форме организации чтения и в органичном соединении чтения художественной литературы с другими культурными практиками в целостном образовательном процессе. Важен тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.

Дошкольнику не нужны уроки литературы. Книга нужна для того, чтобы увидеть разнообразный  мир, удивиться ему, понять его, пережить вместе с героями необыкновенные приключения, порадоваться вместе, и возможно  огорчиться. Для чтения нужно подбирать хорошие книги и организовывать чтение так, чтобы это занятие было добровольным, непринужденным. Стоит уделить особое внимание подбору книг. Опорой может стать рекомендательный  список,  составленный  по принципу развивающих функций художественной литературы, а не по исторически-географическому принципу (классические произведения, произведения русской и зарубежной литературы). Нужно помнить, что самое главное - это развитие ребенка, а не изучение литературы.

Детская художественная  литература помогает погрузиться в возможные миры посредством моделей человеческого поведения и взаимоотношений. Художественные тексты позволяют очень эмоционально открывать целостную картину мира во всем многообразии, обеспечивают богатую языковую среду, влияют на совместную деятельность детей и взрослых.

Главные функции художественной литературы: познавательно-нравственная и эстетическая.  Познавательно-нравственная функция включает в себя: развитие и активизацию психических процессов, расширение представлений, освоение временных и причинно-следственных связей, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоциональных установок к разным аспектам действительности. Эстетическая функция несет приобщение к словесному искусству, развитие хорошей разговорной речи, воспитание культуры чувств и переживаний. Реализация этих функций происходит за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов, а также через эмоциональное принятие позиций персонажей или авторской позиции.

Художественные тексты при правильном подборе охватывают большую часть образовательных содержаний, задают смысловой фон и стимул для интегрированных связей. Читая книгу, воспитатель становится  проводником в увлекательные миры, партнером для воспитанников,  вместе с детьми удивляется, восхищается, сопереживает героям. Так как чтение художественной литературы не может быть  продолжено дошкольниками самостоятельно, ведь в большинстве своем дети даже седьмого года жизни не умеют свободно читать, то создается ситуация, когда ребенок зависит  от взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора произведений детской художественной литературы и правильной организации его чтения.

В работе с книгой перед педагогом стоят такие задачи, как:

  • подбор конкретных художественных текстов, исходя из потенциальных возможностей воспитанников  группы,  с целью увидеть в книге источник любознательности, красоты и выразительности художественного слова;
  • обеспечение временем и обстановкой для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения прочитанного, воспитание привычки сосредоточенного слушания текстов;
  • формирование навыка обращения к художественным текстам как смысловому фону разных видов детской деятельности (продуктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской).

Круг чтения можно представить  через жанровое многообразие: поэзия-проза, большие литературные формы (авторские поэмы и повести в стихах; авторские повести, рассказы)- малые литературные формы ( фольклорные тексты и сказки, авторские стихи и рассказы). Большие повествования не используют в детском саду, преобладают короткие рассказы, сказки, стихи, фрагменты объемных текстов.

Использование разножанровых  произведений нужно для того, чтобы постигать мир, осознавать  содержательно- смысловую наполненность. Тематизацию  художественных текстов традиционно относят к малым литературным формам, т.к. она  не совсем подходит к большим литературным произведениям, которые всегда многослойны. Сбалансировать выбор текстов различного типа поможет условное разделение: вымышленный мир,  реалистичный и комбинированный (необычный взгляд на обычный мир, волшебное в реальном).

Особенности детей группы, актуальные интересы и индивидуальные характеристики становятся основанием для подбора художественных произведений. Границы возможностей сосредоточенного слушания  у старших дошкольников около 20 минут. Поэтому тексты можно разбить на два раздела: длительное чтение и короткое чтение. Педагогу целесообразно проработать списки произведений, прочитать их заранее, определить какие из них подойдут воспитанникам. Зная детей своей группы, воспитатель не ошибется в выборе, найдет нужное, зная, что книга, как неотъемлемая часть образовательной среды,  поможет развитию каждого ребенка.

В подборе художественной литературы также очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать важность каждодневного домашнего чтения вслух. Необходимо помочь родителям понять, какое развивающее значение имеет интерес к книге,  и предоставить рекомендательный список для чтения.

Итак, чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным, войти в привычку, стать традиционным в жизни группы, самое главное оно должно быть интересным, регулярным и проходить в непринужденной обстановке.

 

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?