Понедельник
20.08.2018
21:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Консультация для родителей.Если ребёнок плохо говорит: Простые советы логопеда родителям. »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 58

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Если ребёнок плохо говорит: Простые советы логопеда родителям

Автор составитель: учитель-логопед Маркова А. В., специалист высшей квалификационной категории.

«Начнём с вас»

       Даже если вы молчаливы от природы – всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

       «Встреча взглядов»

       Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

        «Говорите чётко»

        Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждую фразу, каждое слово. Дети очень чувствительны к интонации: поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

        «То же, по-разному»

        Повторяйте по многу раз одно и то же слово или фразу, но в этом случае – меняя порядок слов (Папа пришёл. – Пришёл наш папа. Мячик упал. – Упал мячик.). Это позволяет ребёнку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

        «Не переусердствуйте»

        Не употребляйте слишком длинных фраз, не предъявляйте ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

       «Очень важно: хорошее настроение»

        Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной обстановке. Психологи отмечают: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

        «Все чувства – в союзе с речью»

        Важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать разными способами. Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, чётко, выразительно.

        «В основе речи – стремление к общению»

        Как бы несовершенно ваш ребёнок ни говорил, принимайте и поддерживайте его стремление вступить с вами в контакт. Даже если он вообще ещё не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

         «Стремление к разнообразию»

         Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

         «Уважайте его попытки говорить»

         В те моменты, когда ребёнок говорить, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и дайте возможность ему слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

         «Учите в игре»

         Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау – ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

         «Не предупреждайте его желаний»

        Нередко родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения, чего не стоит делать.

         «Расширяйте словарь малыша»

         Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный может быть совсем ещё мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведёт к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесёт в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена существ и вещей на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребёнка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у себя, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т. д.

          «Не пренебрегайте звукоподражаниями»

         Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд словом  «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту», Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребёнку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребёнку.

          «Ведите дневник»

         Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днём судить о его успехах.

         «Развивайте фонематический слух»

         Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (уточка – удочка, нос – нож, мышка – мишка, дом - дым и т. д.).

          «Читайте, читайте, читайте…»

         Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит это стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.

         «Пальцы помогают речи»

        Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – всё это поможет речи; а будущем и письму.

         «Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны»

         Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы – он обязательно повторит за вами, когда придёт время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим. Но не сильно фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.

         «Только вы!»

         Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz