Если ребёнок плохо говорит: Занимаемся дома
Автор составитель: учитель-логопед Маркова А. В., специалист высшей квалификационной категории.
Как организовать логопедические занятия дома?
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
- Большое настольное зеркало, чтобы ребёнок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, небольших пластмассовых игрушечных животных, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби должно стать коллекционирование различных картинок.
- Заведите большую коробку, куда вы будете складывать материалы для развития мелкой моторики: пластилин, конструктор, шнуровки, счётные палочки, маленькие массажные мячи и т. д.
Как преодолеть нежелание малыша заниматься?
Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или Сказочный Лес, в гости к Незнайке или Буратино. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать», «поиграть» с малышом. Привлекайте к занятиям других членов семьи. Совместные игры привлекательны для малыша и более результативны.
Когда и сколько следует заниматься?
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут. Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Если вы заметили, что взгляд вашего ребёнка, блуждает, что он уже не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие надо прекратить или прервать на некоторое время. Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует. Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
Чем заниматься?
Ежедневно проводите игры:
- на развитие мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день);
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
- игры на формирование лексико-грамматических категорий;
- знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хотя бы несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционную гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, развитием фонематического слуха – во второй половине дня, чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь ещё 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Не бойтесь начинать! Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов! |