МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Составила: Заместитель заведующей по ВМР
Щепетинникова Ирина Витальевна
Специалист высшей квалификационной категории
«Лучшее в мире образование - это самообразование»
Гегель
Что такое самообразование?
Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня на смену прежнему стилю жизни приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
Но, ни для кого ни секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность через пять лет. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Основные направления в системе
личного самообразования:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
План работы по самообразованию:
- Выбор темы.
- Составление списка основной литературы.
- Перечень основных мероприятий, сроки реализации.
- Определение форм отчетности: открытые занятия, мастер-классы, публикации.
- Проведение самоанализа полученных результатов.
- Выводы.
- Перспективы.
Основные качества педагога 21 века:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания при реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность.
Основные критерии самообразования:
- Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности детей дошкольного возраста);
- Творческий рост педагогов;
- Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования:
- Мотивы успеха;
- Мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;
- Мотив профессионального признания;
- Карьерный мотив.
Условия карьерного роста:
- Самообразовательная работа над рефератом по теме
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Обзор в Интернете информации по теме
- Посещение семинаров, конференций, НОД коллег
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- Общение с коллегами в учреждении, городе и в Интернете
- Участие в конкурсах в Интернете
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Самообразование может включать стажировку у опытного коллеги, участие в тренингах, практикумах, лекциях по заявкам педагогов.
Формы самообразования педагога:
- Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
- Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ
Результативность:
Самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждении.
Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Для опытных, творчески работающих педагогов:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений,
Развитие исследовательской деятельности.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от:
Этапа и содержания деятельности по самообразованию;
Формирования потребности в самообразовании, самооценки подготовленности, осознания необходимости в знаниях, постановки целей и задач;
Планирования работы по самообразованию;
Теоретического изучения проблемы (знакомства с предметом, выборочного изучения, анализа и самооценки результатов);
Практической деятельности (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми);
Подведения итогов самообразования.
Тематику по самообразованию нужно выбирать соответственно опыту и педагогическому стажу.
Тематикой самообразования может быть:
- Одна из годовых задач плана ДОУ;
- Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных стендов и папок. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Не стоит забывать о том, что основным субъектом педагогической деятельности является ребёнок, а педагоги, развивая детей, развиваются сами. «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда меньше всего её заслуживает» (Эрма Бомбек).
|