Суббота
20.04.2024
19:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА »
Меню сайта

Мини-чат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Составила:  Заместитель заведующей по ВМР

Щепетинникова Ирина Витальевна 

Специалист высшей квалификационной категории

 

«Лучшее  в мире образование  - это самообразование»

Гегель

Что такое самообразование?

                Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня на смену прежнему стилю жизни приходит  новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту,  самосовершенствованию. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

                Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

                Но, ни для кого ни секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность через пять лет. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Основные направления  в системе

личного самообразования:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

План работы по самообразованию:

  1. Выбор темы.
  2. Составление списка основной литературы.
  3. Перечень основных мероприятий, сроки реализации.
  4. Определение форм отчетности: открытые занятия, мастер-классы, публикации.
  5. Проведение самоанализа полученных результатов.
  6. Выводы.
  7. Перспективы.

Основные качества педагога 21 века:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания при реализации поставленных задач;
  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность.

Основные критерии самообразования:

  • Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности детей дошкольного возраста);
  • Творческий рост педагогов;
  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования:

  • Мотивы успеха;
  • Мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;
  • Мотив профессионального признания;
  • Карьерный мотив.

Условия карьерного роста:

  • Самообразовательная работа над рефератом по теме
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  • Обзор  в Интернете информации по теме
  • Посещение семинаров, конференций, НОД коллег
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
  • Изучение информационно-компьютерных технологий
  • Общение с коллегами в учреждении, городе и в Интернете
  • Участие в конкурсах в Интернете
  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Самообразование может включать стажировку у опытного коллеги, участие в тренингах, практикумах, лекциях по заявкам педагогов.

 

Формы самообразования педагога:

  • Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
  • Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ

Результативность:

            Самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

             У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

               Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

                    Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждении.

                    Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

 

Для опытных, творчески работающих педагогов:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений,

Развитие исследовательской деятельности.

 

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от:

Этапа и содержания деятельности по самообразованию;

Формирования потребности в самообразовании, самооценки подготовленности, осознания необходимости в знаниях, постановки целей и задач;

Планирования работы по самообразованию;

Теоретического изучения проблемы (знакомства с предметом, выборочного изучения, анализа и самооценки результатов);

Практической деятельности (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми);

Подведения итогов самообразования.

 

Тематику по самообразованию нужно выбирать соответственно опыту и педагогическому стажу.

Тематикой самообразования может быть:

  • Одна из годовых задач плана ДОУ;
  • Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных стендов и папок. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как  для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Не стоит забывать о том, что основным субъектом педагогической деятельности является ребёнок, а педагоги, развивая детей, развиваются сами. «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда меньше всего её заслуживает» (Эрма Бомбек).

 

 

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?