Пятница
26.04.2024
02:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
Организация логопедической работы по автоматизации звуков. »
Меню сайта

Мини-чат

Организация логопедической работы по автоматизации звуков.

       Резкое снижение психофизического, психоневрологического здоровья современных детей  приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно – педагогического, в том  числе и логопедического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии.

       Процесс автоматизации вновь поставленного или исправленного звука, который вводится в слоги, в слова и предложения, представляет нередко сложную задачу, так как при выработке нового динамического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка.

        Логопедическая работа по автоматизации исправленных звуков должна строиться с учетом как общих дидактических принципов, таких как системность, доступность материала, сознательного усвоения его детьми, так и специфических, вытекающих из задач, поставленных данной работой. Важнейшими из них являются: принцип максимального использования в работе различных анализаторов, принцип сознательности, принцип поэтапности, принцип последовательности и параллельности в работе над звуками, принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения.

       Автоматизация звука  с точки зрения высшей нервной деятельности  есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.

        Ребенок должен приобрести не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях.  

       При автоматизации звуков логопед должен четко и неукоснительно соблюдать следующие правила:

1. Звук можно начинать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно четко при многократном повторении.

2. Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3. Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к разным группам, например, свистящие и шипящие.

 4. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем - в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

- открытых слогах;

- закрытых слогах;

- в интервокальной позиции.

Автоматизация звука в словах:

- в начале слова;

- в конце слова;

- в середине слова;

- в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

 5. В начале работы над автоматизацией звука необходимо, чтобы ребенок повторял за взрослым, необходимо показывать ему  правильную артикуляцию.

6.  Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение, звук необходимо автоматизировать перед зеркалом.  А так же на начальном этапе необходимо, утрированно выделять звук.

7. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо переходить к другому, более  сложному.

 

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?