Организация непосредственной образовательной деятельности логопеда.
Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых. Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
— по формированию словарного запаса;
— по формированию грамматического строя речи.
Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко - слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной речи.
Основная задача — обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
Конспект индивидуального логопедического занятия составляется в соответствии с перспективным планом коррекционной работы, с учетом этапа логопедической работы.
Тема – отражает основное содержание логопедического занятия. Она определяется в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Тема должна быть сформулирована четко.
Цель занятия – образ желаемого результата, на достижение которого направлено занятие. Постановка целей коррекционного занятия осуществляется в контексте представлений о структуре нарушения, возрастных и индивидуально психологических особенностей ребенка. Цель определяется в соответствии с темой занятия.
Позитивная форма представления коррекционных целей включает описание тех речевых умений и навыков, познавательных функций, форм деятельности, которые должны быть сформированы у ребенка.
Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями ребенка.
Задачи занятия – то, что необходимо исполнить.
Задачи определяются исходя из темы и цели занятия.
Задачи должны быть сформулированы как система задач трех уровней – коррекционно-развивающего, образовательного и воспитательного.
Коррекционно-развивающие задачи направлены, во-первых, на формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения, личности. Решение этого типа задач имеет приоритетное значение в коррекционно-логопедической работе.
Образовательные задачи направлены на формирование у ребенка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование некоторых видов деятельности. Важной задачей является подготовка детей к обучению в школе, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и речевых возможностей ребенка.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребенка, на становление нравственных ориентиров в поведении, на воспитание у него положительных качеств.
Тип занятия.
Выделяют следующие типы занятий:
- изучение новой темы;
- закрепление темы;
- тренировки, упражнения;
- обобщающие;
- контрольное (проверочное);
- комбинированное.
Оборудование – это совокупность наглядных пособий, технических средств, инструментов, необходимых в ходе занятия для решения поставленных задач.
В примерный перечень оборудования для проведения логопедических занятий могут входить: предметы, модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрации, таблицы, схемы, игрушки, разрезная азбука, счетный материал, зонды, шпатели, зеркало, экран для закрывания лица логопеда, часы, магнитофон (с кассетами), компьютер.
Ход проведения занятия – в описании хода занятий указываются структурные части занятия, их последовательность, содержание.
В структуре занятия выделяются следующие части.
Организационный момент – должен настроить ребенка на занятие, сформировать интерес к предстоящей деятельности.
Основная часть занятия - включает описание системы заданий, подобранной в соответствии с темой, целями и задачами данного занятия.
Задания (дидактические игры, упражнения) должны выстраиваться в логической последовательности; идти от простых к более сложным или предусматривать чередование простых и сложных.
Каждое задание должно иметь название; четкую инструкцию в форме прямой речи, обращенной к ребенку; краткое описание правил выполнения; полный лексический материал, отрабатываемый в этом задании, образец выполнения задания; примерные виды помощи; предполагаемые ответы ребенка.
Все задания занятия могут быть объединены единым игровым сюжетом.
В ходе основной части занятия, как правило, должна предусматриваться динамическая пауза. Обычно она планируется в середине занятия, но может быть проведена раньше или позже (с учетом психофизического состояния ребенка). Динамическая пауза (физкультурная минутка) должна снять напряжение у ребенка, дать ему возможность перейти от умственной активности к физической, мобилизовать его на дальнейшую работу. Динамическая пауза не должна вызывать гипервозбуждения у ребенка.
Итог занятия. В этой части делается краткое обобщение содержания занятия, логопед дает оценку деятельности ребенка, настраивает его на дальнейшую работу.
|