Особенностями формирования сенсорного развития у дошкольного с ограниченными возможностями здоровья
Сенсорное развитие детей с нарушениями речи имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании этих свойств словом. Даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируется в пространстве ми временных отношений, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Логопеды и воспитатели должны хорошо представлять конкретные задачи сенсорного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Эта задача, содержание и методы работы будут зависит от возрастного ребенка, уровня его речевого и психического развития.
Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно - двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе с дошкольниками с недоразвитием речи в качестве наглядных пособий лучше использовать натуральные предметы, при этом давать ребятам возможность активно действовать с ними: не только рассмотреть, например, яблоко, но и поиграть с ним, покатать его, ощупать, понюхать, попробовать. Такая деятельность поможет активизировать словарь, обогащать его прилагательными, обозначающими свойствами предмета.
Большое значение для психического развития ребенка имеет закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастает точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их обобщать. Поэтому важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называть эти свойства.
Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возможно лишь при определенном уровне развития способности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок: использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы, премирование, когда фиксируются успешные действия и отбрасываются ошибочные. Постепенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением, ему достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом их величины, он сразу находит прорезь нужной формы в «Почтовом ящике». Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие рецептивной деятельности является еще одной важной задачей сенсорного воспитания.
|