Среда
26.09.2018
16:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Сенсорное развитие детей »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 60

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сенсорное развитие детей

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий , представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного  ( от лат. «sensus» - чувство, ощущение) развитие ребенка.

Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно – рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно – эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.

Отметим, что ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта.

Немаловажным фактором является эмоциональны фон деятельности. Какого бы уровня развития ни достиг ребенок на данный момент, он личность , субъект образовательного процуесса, поэтому данная деятельность быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что у него в руках, и то, что у него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем  познавательной деятельности. Положительный эмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия   усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

При этом подчеркнем, что создание целостного  образа, учитывающего все свойства предмета,  возможно лишь в том случае, если ребенок овладевает поисковыми способностями  ориетирования, к которым  относятся рассматривание, планомерное наблюдение, ощущение, обследование, сравнение.

Выделяются два основных сенсомоторных метода – обследование и сравнение. Рассмотрим  их.

Обследование – специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой – либо практической деятельности.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

  1. Восприятие  целостного облика предмета;
  2. Выделение его главных частей и определение их свойств ( форма, величина и т.д.)
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.)
  4. Выделение мелких деталей ( частей)  и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.
  5. Повторное целостное восприятие предмета

Обследование может идти по контуру ( плоскостные предметы) или по объекту (объемные предметы), и способ зависит от предстоящей деятельности.  Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, котрая становится основной в рисовании. Ощупывание движения при обследовании объемных форм ложатся изображения предмета в лепке.

Сравнение – это и дидактический метод, и, одновременно, мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия межлде предметами (объектами) и явлениями.

Сравнение может идти путем:

- сопоставление предметов или их частей друг с другом

- наложение предметов друг на друга или приложения друг к другу

- ощупывание предметов

- группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образов – эталонов

- последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета

 - выполнение планомерных действий

В результате применения данного метода общее представление о предмете сменяется более определенным и детальным восприятием

Таким образом, сравнение – своеобразный механизм обследования предмета который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу общепринятой системы сенсорных эталонов.

Что же такое сенсорные эталоны? Это своеобразные чувственные мерки, которые сложилось исторически, для определения отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра,  пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонематической системы языка и некоторые другие.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорноперцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий, вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориентироваться в окружающем мире. 

Итак, как обследование, так и сравнение, являясь компонентами осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создают основу для обобщения и систематизации знаний. Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны , неотчетливы и непрочны. Без обогащающего чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становятся  ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного  овладения многими видами деятельности.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz