Понедельник
23.07.2018
17:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [31]
Работа узких специалистов [3]
ИКТ [1]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 57

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Из опыта работы

"Детский стресс."

                                                                                                           Материал подготовлен: педагогом-психологом Майоровой О.В.                                                                                                                                      Специалист первой квалификационной категории

Детский стресс.

Слово «стресс» употребляется нами чуть ли не ежедневно. Если речь идет о детях, этим термином, как правило, обозначаются любые про­блемы - от потери игрушки до ссоры с друзьями. Однако далеко не каждая неприятность травмирует ребенка, и не всякая радость идет ему на пользу. Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.

Как проявляется стресс у детей

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

В чем кроются причины детского стресса

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

Возрастные особенности реагирования на стресс

В отличие от взрослых, которых стресс обычно превращает в «вы­жатый лимон», дети реагируют на травмирующие события по-разному. И интенсивность их переживаний зависит в первую оче­редь от возраста.

0 - 3 года. Вегетативная нервная система, отвечающая за пере­стройку организма во время критических ситуаций, у таких малы­шей совсем незрелая. Младенец реагирует на негативные факторы всем телом: повышением температуры, нарушениями пищеваре­ния, появлением сыпи и регрессом - потерей уже приобретенных навыков (ползания, ходьбы и т. д.). Описанные симптомы возникают в ответ на любой раздражитель: отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце - все это в равной степени может спровоцировать негативные реакции.

4 - 7 лет. В этом возрастном промежутке у малыша начинают ин­тенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих важней­ших процессах в первую очередь и отражается стресс. У ребенка могут появиться двигательная расторможенность, разнообразные тики, навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей), а также страхи и фантазии неприятного содержания. Обычно взрослые реагируют на подобные проявления крайне не­гативно и начинают активно воспитывать «слишком избалованно­го» малыша. Но на самом деле баловство или непослушание здесь ни при чем. Ребенку просто необходимо избавиться от лишнего адреналина - гормона, выделяющегося в результате стресса и «сгорающего» исключительно в мышцах. В таких случаях актив­ные занятия спортом будут значительно полезнее наказаний и нуд­ных педагогических нравоучений.

 Источники стресса и приемы работы с ними

Если перечислить все стрессы, которым подвергается ребенок, то выражение «детство - счастливая пора» будет выглядеть форменным издевательством над малышней. Опи­шем самые распространенные ситуации.

Дополнительные занятия

Рано утром - подъем в детский сад, после полдника - бегом на рисование и английский, вечером - выполнение домашних заданий. А на выходные запланированы теннис и бассейн. Как правило, родители приводят два дово­да в пользу чрезмерной занятости де­тей. Одни утверждают, что таким образом готовят наследников к школьной жизни. Дело это, безусловно, похвальное, но на самом деле за подобным аргументом мамы и папы обычно прячут соб­ственную тревожность. Ежедневное пичканье знаниями, наоборот, истощает ребенка и снижает его конкурентоспособность. Кроме того, даже в самых хороших школах от первоклассника требуется совсем немного: уметь читать и считать до десяти.

Другие взрослые уверяют, что всего лишь следуют за ребенком, проявляющим просто поразительный интерес ко всем занятиям. Подразумевается, что карапуз должен сам контролировать свои нагрузки и в нужный момент говорить «стоп». Согласитесь, ждать столь разумного поведения от дошкольника довольно странно.

          Мишень: в данном случае стресс бьет по всем системам орга­низма. Ребенок часто оказывается лишенным дневного отдыха, поздно ложится спать, ест «непонятно когда», все время куда-то спешит и вынужден постоянно контролировать свои действия. А есть ведь еще и положительные эмоции (например, от победы в соревнованиях), провоцирующие дополнительное выделение адреналина! В результате малыша просто захлестывает: гормон не успевает переработаться и держит ребенка в напряжении даже во время сна.

Как избежать дистресса:

ü  подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот;

ü  при выборе нового кружка отделять реальные потребности сына или дочери от своих родительских амбиций;

ü  внимательно относиться к детским «не хочу»: возможно, ребенок отказывается идти на занятие потому, что он действительно очень устал;

ü  обеспечивать малышу свободное время (не менее двух часов в день), в течение которого он может делать то, что хочет, или просто «валять дурака».

Страх неудачи

Выступление на празднике, соревнование или подготовка подарка к бабушкиному дню рождения заставляют ребенка сомневаться в своих силах. «Вдруг я забуду слова? А если бабушка не поймет, что на рисунке изображена корзина с цветами?» Задавая эти вопросы родителям, малыш обычно получает оптимистичные заверения, вроде «Я верю, что у тебя все получится!». В результате стресс только усиливается, поскольку ребенок окончательно убеждается, что у него нет права на ошибку.

Мишень: малыш заранее вводит себя в состояние предстартового ожида­ния, и к тому моменту, когда звучит «сигнальный выстрел», оказы­вается полностью обессиленным. У детей стресс часто возникает при столкновении с чем-то новым: если у взрослого человека есть опыт, дающий ему веру в свои силы и позволяющий оценить предстоящее событие, то ребенку опереться практически не на что.

Как избежать дистресса:

ü подбадривать, а не настраивать на победу: «Это всего лишь детский праздник: прочти стишок, как сумеешь!», «Не волнуйся, бабушка обра­дуется любому подарку!»;

ü придумать пути отступления на случай неудачи. Например, чтобы ба­бушка лучше поняла содержание подаренной картины, можно крупно написать на ней название - «Корзина с цветами»;

Физическое и моральное насилие

В эту категорию попадают не только рукоприкладство и оскорбле­ния, но и куда менее страшные на первый взгляд вещи. Например, для многих дошкольников источником насилия может стать жест­кий педагог. Малыш верит в то, что за нехорошие слова воспита­тель «вымоет ему рот с мылом», а за беготню по группе «приклеит к стулу», и начинает нервничать даже в самых безобидных ситуа­циях.

 

Мишень: под удар попадают самоуважение и образ «Я» малыша. Замечания и угрозы, которые ребенок ежедневно слышит от взрослого, не дают ему возможности почувствовать себя хоро­шим, ценным и уникальным.

Как избежать дистресса:

ü отложить столкновение малыша с «грубой действительностью» до наступления школьного возраста. Не выбирать «престижных» педагогов: нужен не «самый лучший» учитель, а прежде всего добрый и любящий детей;

ü не оправдывать некорректные поступки наставника тем, что карапуз сам вынудил его к подобным действиям. Если есть страх уронить авто­ритет взрослого в глазах ребенка - объяснить поведение воспитателя плохим самочувствием, занятостью или любыми другими нейтральны­ми факторами;

ü не лишать малыша сочувствия, даже если он виноват в конфликте с пе­дагогом. Важно внимательно выслушать ребенка, а потом предложить ему представить себя на месте воспитателя: «А тебе бы понравилось 10 раз подряд просить своих воспитанников вести себя тише?»;

ü если ребенок за глаза ругает педагога - дать ему возможность полно­стью высказать накопившееся недовольство, а потом обязательно объ­яснить, какие слова в адрес взрослого вполне допустимы, а от каких лучше воздержаться.

 

Противоречивые требования

Уже упомянутый первооткрыватель стресса Ганс Селье заметил, что крысы, подвергавшиеся чередованию положительных и отрица­тельных воздействий, имели больше нарушений в сердечно-сосу­дистой и эндокринной системах, чем их сородичи, содержавшиеся в комфортных условиях. Когда мама, только что громко ругавшаяся, начинает немедленно извиняться в ответ на детские слезы, ребе­нок получает неправильный сигнал. В следующий раз в аналогичной ситуации он просто не сумеет повести себя правильно.

Мишень: малыш живет с ощущением нестабильности, поскольку не может предсказать поведение своих близких. Эта неопределенность заставляет его все время быть настороже.

Как избежать дистресса:

ü  не лениться и объяснять карапузу причины своих эмоциональных ре­акций;

ü  сначала четко сформулировать про себя, что от ребенка требуется, и только потом произнести это вслух;

ü  если есть понимание неправоты своих действий, слов - извиниться и подробно объяснить малышу свою ошибку.

Конфликты в семье, развод родителей

Обвинения, которыми обмениваются мама или папа, непонятны ре­бенку: с точки зрения малыша, любой конфликт всегда вспыхивает, что называется, на ровном месте. Предсказать же, как и когда закончится очередная родительская ссора, практически невозмож­но. «Кто знает, может, если сегодня папа обижает маму, то завтра очередь дойдет и до меня?».

Мишень: ребенку буквально некуда идти за поддержкой. Семья как надежный тыл, в котором можно спрятаться от дразнилок Пе­трова и строгих замечаний Валентины Ивановны, сама превраща­ется в поле боя.

Как избежать дистресса:

ü  даже если конфликт носит принципиальный характер - создавать види­мость доброжелательных отношений. На навязчивый вопрос малыша «Вы помирились?» всегда отвечать утвердительно. По возможности со­хранить ритуалы, которые важны ребенку: не стоит, ссылаясь на плохое настроение после ссоры, отменять традиционное чтение на ночь. Если все же дошло до развода, постараться создать условия для частого и полноценного общения малыша с отцом;

ü  если ребенок стал свидетелем конфликта, избегать прямых угроз в адрес обидчика и не употреблять выражений вроде «никогда», «в по­следний раз» и т. д. Малыш воспринимает такие слова как подтвержде­ние своим самым страшным опасениям.

Ревность

Рождение младшего брата или сестры, повторный брак одного из родителей заставляют ребенка сомневаться в своей значимости. С помощью различных выходок и капризов малыш пытается прове­рить на прочность любовь мамы и папы, а полученный «нагоняй» воспринимает как доказательство изменений в их отношении к нему.

 

Мишень: вера ребенка в безусловные любовь и принятие роди­телей переживает крайне непростые времена. Появление нового члена семьи малыш воспринимает как своеобразное наказание: «Со мной им, наверное, было недостаточно интересно». Горечь и недоумение, которые испытывают дети в таких ситуациях, очень похожи на переживания Карлсона: «Я ведь лучше собаки...».

Как избежать дистремма:

ü  не декларировать равенство между детьми – разве справедливо, что младенец, которому нет еще месяца, претендует на точно такое же отношение, как ребенок, живущий с родителями душу в душу уже целых четыре года! Не уставать заверять наследника в том, что лучшего старшего сына или дочери никогда не будет;

ü  не умиляться новорожденному в присутствии ребенка: старшие дети болезненно реагируют на контраст между «взрослым» обращением с ним и сюсюканьем в адрес младшего.

Конфликты со сверстниками

Чем лучше воспитан ребенок, тем меньше у него средств для отста­ивания своих интересов. Обзываться нельзя, драться плохо, а об­ращаться за помощью к взрослым означает ябедничать. В итоге изо дня в день малыш попадает в ситуации, когда все вокруг плюются, кусаются и ругаются, а он оказывается один – одинешенек – с безупречными манерами, разбитым носом и раздавленным самолюбием.

Мишень: ребенок чувствует себя абсолютно беззащитным пе­ред всемогущим противником и не сомневается в своем пораже­нии.

 Как избежать дистресса:

ü  если малыш сильно расстроен из-за конфликта - не заставлять его ре­шать проблему самостоятельно. Предложить ребенку помощь и обго­ворить с ним плюсы и минусы всех возможных способов выхода из си­туации;

ü  помочь ребенку с юмором отнестись к своему «врагу». Нарисовать ка­рикатуру, подсказать, как можно передразнить противника, посмеяться над его нелепым поступком - это позволит ребенку сбросить эмоцио­нальное напряжение.

 .

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (21.01.2014)
Просмотров: 406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz