Суббота
23.06.2018
16:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [31]
Работа узких специалистов [3]
ИКТ [1]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 57

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Из опыта работы

«ФГОС ДО и коррекционная работа в условиях ДОУ компенсирующего вида»

                                                                 «ФГОС ДО и коррекционная работа в условиях ДОУ компенсирующего вида»

Заместитель заведующей по ВМР

Щепетинникова Ирина Витальевна

Специалист высшей квалификационной категории

 В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с  новыми утвержденными  Федеральными  Государственными Образовательными  Стандартами   дошкольного образования (ФГОС ДО),  которые  учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наше учреждение как специализированное, с приоритетным направлением - коррекция речевых нарушений, - функционирует более 20 лет. В ДОУ все группы - логопедические. Работа детского сада  определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Творческий союз педагогов и специалистов, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ,  разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ.

Программа коррекционной работы должна содержать:

·         содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т.ч. индивидуально-ориентированных), обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы;

·         систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;

·         описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, возможное предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

·         механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;

·         планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.

Диагностическое направление включает:

·         своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

·         диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

·         комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.

Следует отметить, что в условиях ДОУ компенсирующего вида на этапе завершения дошкольного образования нужно щадящим образом характеризовать социальный и психологический портрет личности ребенка с ОВЗ, а также оставить мониторинговое обследование с применением специального инструментария с целью изучения динамики продвижения  (с согласия родителей или законных представителей ребенка).

 

Коррекционно-развивающее направление включает:

·         выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

·         коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.

Информационно-просветительское направление предусматривает:

·         различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал), направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ,

·         проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.

Консультативная работа включает:

·         выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

·         консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;

·         консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Механизм реализации программы: взаимодействие специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнерство.

Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход  предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Каковы основные разделы программы, которая станет руководством к действию? Следует:

·         указать цели, задачи, принципы реализации коррекционной программы;

·         охарактеризовать содержание программы;

·         описать этапы и механизм реализации;

·         раскрыть основные направления коррекционной работы, организацию ПМП-сопровождения;

·         систематизировать материалы комплексно-тематического планирования по возрастам.

Условия реализации программы включают в себя: психолого-педагогическое сопровождение, программно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.

Введение ФГОС ДО влечет за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ останутся: Н.В.Нищева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и программа «От рождения до школы» в новой редакции. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникнут, но педагогический коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть.

 В данное 

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (21.01.2014)
Просмотров: 14556 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.6/7
Всего комментариев: 1
1  
Ирина Витальевна, я учитель-логопед в коррекционном детском саду, у нас те-же самые проблемы. Наш коллектив ищет рациональные подходы в решении этих проблем. Но пока еще больше запутались.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz