Понедельник
20.08.2018
21:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [31]
Работа узких специалистов [3]
ИКТ [1]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 58

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Из опыта работы

Методическая система по реализации по ООПДО для детей с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида. Методическое обеспечение речевого развития

Методическая система  по реализации по ООПДО для детей с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Методическое обеспечение речевого развития детей с ОВЗ.    

 Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми достигается через решение частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей:

Система работы по разделу «Коммуникация»

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи - направления по речевому развитию. 
1. Развитие словаря. 
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 
2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение) .
Она предполагает: развитие речевого слуха; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация) ; выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. 
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей. Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. 
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. 
а) Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. 
Монолог зарождается в недрах диалога. (Ф. А. Сохин) 
б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. 
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. 
В старшем дошкольном возрасте речь впервые становится для детей предметом изучения. Но сама работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до этого. Важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. 
6. В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включалась еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Она рассматривалась как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. 
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку. 
Принципы развития речи:
Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. 
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детейбазируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов. 
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. 
Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. 
3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка») . 
Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. 
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. 
С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений. 
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка 
основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности. 
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. 
Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. 
6. Принцип обеспечения активной речевой практики. 
Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. 
7. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 
В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.
Средства развития речи:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) ;
• занятия по другим разделам программы. 

Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту. 
Важнейшим средством развития речи является общение. 
Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка, а начиная с 4–5-летнего возраста большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. 
Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. 
Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам. 
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями и т. д. 
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. 
Родной язык выступает средством формирования целостной картины мира и элементарных математических представлений, обучения изобразительной деятельности, музыке, физической культуре и т. д. 
Формы (методы и приемы) развития речи: Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. 
Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. 
Наглядные методы и игровые приемы используются в детском саду чаще. Так же широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. 
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. В реальном педагогическом процессе все формы используются комплексно, в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. 

        В своей работе по развитию речи использую методические рекомендации В.В. Гербовой или О.С. Ушаковой и следующую литературу:
Гризик Т.И.  Развитие речи детей 6 – 7 лет.

Ушакова О.С.  Речевое воспитание в дошкольном детстве.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Лопухина И.В.  Ритм, речь, общение.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В.  Знакомим дошкольников с литературой.

Кобзева Т.Г.  Организация деятельности  детей на прогулке.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.  Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет.

 

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (15.02.2016)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz