Суббота
23.06.2018
16:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [31]
Работа узких специалистов [3]
ИКТ [1]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 57

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Из опыта работы

Методическое обеспечение речевого развития детей с ОВЗ. Восприятие художественной литературы.

Методическое обеспечение речевого развития детей с ОВЗ. Восприятие художественной литературы.

 

В ФГОС ДО сказано, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной 
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Детская литература - это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста. 
Исходя из определения видно, что художественная литература-это один из видов детской литературы. 
Раздел  «Восприятие художественной литературы» решает следующие задачи:
• знакомить с книжной культурой;
• стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;
• формировать умение понимать на слух тексты разных жанров детской литературы;
• воспитывать литературно-художественный вкус, способность умению понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов; 
• воспитывать интерес к литературным текстам, желание их слушать;
• учить самостоятельно пересказывать литературное произведение, воспроизводить текст по иллюстрациям;
• поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации. 
Ключевые слова в задачах – художественный вкус, чувства, выразительность, красота и т. д. 
Данное направление не случайно относится к художественно – эстетическому развитию. Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на их развитие. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. 
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. 
Воспитательная функция художественной литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. 
Художественная литература создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. 
Основные принципы формирования у детей восприятия художественной литературы:
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей. 
Поддержка инициативы дошкольников
Возрастная адекватность дошкольного образования: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей. 
Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др. 
Создание условий для восприятия детьми художественной литературы.
В соответствии ФГОС ДО можно выделить ряд условий:
Обеспечение полноценного развития личности детей во всех образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия;
Обеспечение психолого – педагогических условий (соответствие возрасту, формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях) 
Создание развивающей предметно – пространственной среды. 
Восприятие детьми художественной литературы – деятельностный подход, который предполагает совместную и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность подразделяется на образовательную и режимные моменты.

Методы ознакомления с художественной литературой:
словесный, наглядный и практический
Словесный метод: 
- чтение произведений, 
- вопросы по содержанию произведений, 
- пересказ произведений, 
- заучивание наизусть, 
- беседа по произведению, 
- прослушивание аудиозаписей
Практический метод: 
- элементы инсценировки, 
- игры-драматизации, 
- дидактические игры, 
- театрализованные игры, 
- использование разных видов театра, 
- игровая деятельность. 
Наглядный метод: 
- показ иллюстраций, картин, игрушек, 
- элементы инсценировки, 
- схемы, 
- просмотр видеофильмов, 
- оформление выставок. 
Литература:
1. Акулова О. В. «Чтение художественной литературы»:ООО «издательство «Детство – пресс», 2012г. 
2. Ушакова О. С., Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. 
3. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая и др. Ребенок и книга. 
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 
5. Журнал дошкольная педагогика №9, 2013, с. 22

6. Интернет – ресурсы: dou10.bel31.ru и др.

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (15.02.2016)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz