Понедельник
23.07.2018
18:08
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [31]
Работа узких специалистов [3]
ИКТ [1]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 57

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Из опыта работы

Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Природа – богатейшее средство воспитания детей. Закат солнца, небосклон с пушистыми облаками, синева звездного неба ночью, великолепие зеленого, всегда меняющегося леса, капли дождя при солнечном освещении, поле, расстилающееся ярким ковром – все это производит большое впечатление на ребенка. Но не всегда дошкольник  сам замечает красоту природы. Понимать и любить эту красоту он начинает главным образом под влиянием взрослых, под их влиянием развиваются его эстетические чувства. Общаясь с природой, ребенок развивается умственно, он получает много впечатлений, полезных знаний,у него воспитывается любознательность и наблюдательность, расширяется кругозор, обогащается речь. Чистый, свежий воздух, солнце, вода, физический труд на воздухе закаляют, укрепляют организм.

     Таким образом, природа является богатым источником всестороннего развития ребенка.

     В детском саду педагоги стремятся воспитывать у детей любовь к родной природе, привлекают их  к наблюдениям за различными явлениями в природе. И родители всегда могут найти время, чтобы познакомить детей с природой, животными, растениями. В сквере, по дороге в детский сад зимой обратить внимание малышей на красоту зимнего пейзажа, заснеженные деревья; весной – на распускающуюся молодую листву; осенью полюбоваться с детьми осенними красками, наблюдать за листопадом. При этом важно обращать внимание дошкольников на то, что взрослые трудятся, сажают деревья, разделывают клумбы.

     Летом с детьми хорошо пойти в лес, на луг, в поле. Там они узнают названия различных цветов,трав, птиц. Сколько радости, интереса возникает у детей всвязи с прогулками в природу! Они спешат рассказать друг другу и взрослым о своих наблюдениях, отображают свои впечатления в рисунках. Приятно зимой посмотреть эти рисунки и вспомнить лето!

     Учитывая, что прогулки и экскурсии в природу разнообразят, обогащают жизнь ребенка,расширяют его кругозор, развивают наблюдательность, родителям очень важно в воскресные дни, во время отпуска использовать эти возможности для укрепления у детей чувства любви к родной природе.

     Главное, чтобы ребенок чувствовал, что взрослому так же интересна окружающая природа, чтобы малыш мог поделиться с ним своими интересами, впечатлениями, получил бы ответы на интересующие его вопросы, а иногда и содержательные пояснения в виде рассказа.

     Вводя ребенка в мир природы, надо его знакомить  с образами природы в искусстве - в поэзии, в литературе, в живописи. Природа, отраженная в художественных образах, закрепляет полученные детьми представления.

     Надо следить, чтобы природный материал, собранный ребенком, не выбрасывался, а служил и в дальнейшем предметом интересных наблюдений.

     Надо научить детей, особенно старших дошкольников, беречь красоту природы, трудиться для ее обогащения. Ценность труда в природе заключается в том, что ребенок наглядно видит его результаты и пользу. Весной и летом хорошо устроить вместе с детьми небольшой цветник и огород. Нужно приучать детей систематически, ежедневно ухаживать за огородом. С большим интересом они следят за развитием растений: вот первые ростки, затем – листочки, цветут помидоры, огурцы, а вместо цветов появляются плоды. Но всего этого дети могут не увидеть, если взрослые не направят их внимание. Цветник то же  доставляет много радости детям. Каждый распускающийся цветоквстречается радостными возгласами. Ежедневно малыши узнают и замечают что то  новое.

     Дети-дошкольники, вырастившие самостоятельно овощи, цветы,осознают, что все это – результат упорного, нелегкого труда людей. Они начинают любовно и бережно относиться к насаждениям.

     Организуя работу детей в природе, нельзя забывать об особенностях детского труда. Воспитательная ценность его неизмеримо повышается, если ребенок понимает, для чего он работает. Важно, чтобы дошкольник видел результат  труда. Только тогда он доставляет малышу радость и приносит удовлетворение. Работа должна быть посильной для ребенка.

     Смена времн года – одно из наиболее ярких явлений в природе, вызывающих большой интерес у детей.вот первый снег падает крупными хлопьями, и хотя снега еще совсем мало, ребята уже вытащили во двор санки, лыжи. Кто не радовался первому весеннему солнышку и не пускал бумажных корабликов в журчащих ручьях? Незабываемые впечатления оставляет прогулка по осенему лесу.

     Сезонные изменения природы вызывают у детей массу вопросов, заставляют присматриваться к окружающему, отмечать характерные признаки времени года. Родители должны направлять внимание ребенка на самое интересное в природе.

     Во время наблюдений в природе у ребятишек появляется много самых разных вопросов: «Почему небо бывает разного цвета?», «Почему ветер дует то в одну, то в другую сторону?» и т.п.

     Некоторые родители гасят наблюдательность детей, отмахиваясь от их вопросов. Ребенок постепенно перестает расспрашивать взрослых об интересующих его явлениях, у него исчезает любознательность, притупляется пытливость ума. Надо поддерживать и развивать стремление ребенка узнать и понять явления природы. На некоторые вопросы детей можно сразу ответить, на другие – предложить сами подумать, понаблюдать. Нужно поддерживать и направлять любознательность ребенка, воспитывая способность наблюдать, замечать существенное, устанавливать связь явлений.

     Умение наблюдать вырабатывается у дошкольников быстро, если взрослые правильно организуют их наблюдения, не навязчиво, не надоедливо, с учетом детских интересов. При этом надо не забывать, что любовное отношение взрослого к природе вызывает соответствующее отношение и у детей.

     Прав был русский педагог К.Д. Ушинский, когда говорил: «Природа есть один из могущественнейших факторов (агентов) воспитания человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло,не сорвавши полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы. Никогда оно не разовьется со всей полнотой и всежестью, к которой способна душа человеческая».

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (20.11.2014)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz