РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
В дошкольном возрасте развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваиваются лексико-грамматические категории; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, а также воображения).
Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, является нарушение речевого развития и наличие трудностей в сфере общения. У детей с ОВЗ активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п. Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка на мой взгляд, является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи, детского сада. В процессе логопедических занятий создаю такие ситуации, которые актуализируют потребность в речевых высказываниях, ставят ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном.
При этом создаю благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.
Работа логопеда с детьми включает в себя систему специальных занятий, целями которых являются побуждение к общению, повышение речевой активности ребенка.
Направлениями работы являются: стимулирование речевого развития, своевременное выявление детей с речевыми проблемами.
Прежде чем приступить к развитию речи детей, провожу ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания.
Главной целью коррекционной работы является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.
Прежде чем приступить к развитию речи детей, провожу ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания.
Коммуникативную функцию общения осуществляю на логопедических занятий: фронтальных и индивидуальных.
Мной выделены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми:
1) формирование полноценных произносительных навыков;
2) развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза
3) развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
4) обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
5) воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
6) развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционно-развивающей работы в целом.
Для грамотного построения и планирования коррекционно – развивающей работы мной подобран и проанализирован ряд методологической литературы.
Литература
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
- Дьяченко, В.Ю. Развитие речи / В.Ю. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 3-4 лет. / 4-5 лет. 5-6 лет. 6-7 лет. / Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2008.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»/ Нищева Н.В.
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Смага, А.А. Современные подходы к проведению занятий по развитию речи / А.А. Смага // Современный детский сад. - №5. - 2008.
- Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие / О.А. Соломенникова. - М.: Айрис-дидактика, 2006. – 192
- Ушакова, О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Управление ДОУ. - № 6. – 2006.
|