Понедельник
23.07.2018
18:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 9 "Солнышко"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Логопеды [3]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 57

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Работа узких специалистов » Логопеды

«Систематизация и адаптивные механизмы работы методического сопровождения при реализации этапов коррекционно-развивающего процесса»

Сообщение: «Систематизация и адаптивные механизмы работы  методического сопровождения при реализации этапов коррекционно-развивающего процесса»

 

 

Одна из основных задач, стоящих перед логопедом, работающим с дошкольниками с общим недоразвитием речи – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически и фонетически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

                Организация коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОНР осуществляется поэтапно, по блокам:

1 - Подготовительный (включает в себя диагностику и анализ её результатов)

2 – Творческий (базируется на инициировании педагогических идей)

3 – Интегрированный (основан на внедрении в практику адаптированных  методик и педагогических разработок)

4 – Аналитический (заключается в определении эффективности и результативности работы)

                  Диагностическое обследование детей осуществляется по общепринятой в логопедии методике, результаты фиксируются в речевой карте.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком при наличии достаточного количества наглядного и игрового материала. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста процедура обследования носит игровой характер. За основу в ДОУ приняты речевые карты, предложенные Нищевой Н. В. для детей 3-4 лет и 5-6 лет. Учитывая то обстоятельство, что воспитанники, в основном, посещают ДОУ четыре года, нами в одну карту были внесены параметры исследования для всех возрастных групп. Это даёт возможность проследить динамику развития ребёнка на протяжении всего периода коррекционного обучения.

По результатам диагностического обследования логопед составляет индивидуальные планы коррекционной работы для каждого ребёнка на текущий год, а так же формирует подгруппы детей для фронтальных занятий с учётом уровня речевого развития. Построение работы по преодолению ОНР у дошкольников осуществляется с учётом возрастных особенностей детей и ведущего вида деятельности, уровня сформированности речевых и неречевых функций, этапа работы по конкретному направлению.  Планирование коррекционно-развивающей работы в ДОУ осуществляется на основе комплексно-тематического подхода, при котором обеспечивается  концентрированное изучение материала, что способствует накоплению и актуализации словаря дошкольников с ОНР. Выбор лексической темы и время её изучение согласуется с учётом времени года, важными событиями в общественной жизни страны и объединяется в тематические циклы. Продолжительность изучения той или иной темы зависит от возраста детей, объёма имеющихся представлений по данной теме. Так для детей младшего и среднего возраста на ряд тем выделяется две недели. Это позволяет не только дать определённый уровень представлений по данной теме, расширить пассивный словарь, но и актуализировать словарь в речи. Ведущая роль в организации коррекционно-развивающего процесса принадлежит учителю-логопеду. Именно логопед составляет тематическое планирование для каждой возрастной группы, по которому работают  все специалисты ДОУ, и координирует их интегративную деятельность в течение учебного года. Воспитатели и специалисты ДОУ помимо общеобразовательных задач включают в работу и упражнения коррекционной направленности. Интегративные усилия всех участников коррекционно-развивающего процесса наиболее ярко прослеживаются в интегрированных занятиях и проектной деятельности. Коррекционно-логопедическая работа с детьми разного уровня речевого развития строится на основе различного подхода. Так с детьми, имеющими I и II уровень речевого развития - на основе лексического подхода, когда на базе одной лексической темы происходит накопление и актуализация словаря, дети получают представления о свойствах и качествах предметов, накапливается чувственный опыт, осуществляется практическое усвоение наиболее простых грамматических форм и структур предложения. С детьми, имеющими III и IV уровень речевого развития, работа осуществляется на основе лексико-грамматического подхода, при котором логопед планирует для изучения на занятии одну из лексико-грамматических категорий на материале нескольких лексических тем, что позволяет расширить познавательные рамки занятия и целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме. (Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит; В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие.)        Основной формой работы логопеда с дошкольниками являются занятия: индивидуальные (позволяют сконцентрировать внимание на проблемах каждого ребенка в отдельности), подгрупповые (дети объединяются по 2-3 человека с учетом сходного дефекта) и фронтальные (решают общие для всех детей задачи). Задача учителя-логопеда - формирование у детей интереса к занятиям и создание условий для максимального раскрытия их возможностей, стимулирование тех психических функций и личностных качеств, которые лежат в основе успешного освоения собственно учебной программы Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ – одна из основных задач, которые пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Изучение и адаптация новых методик и технологий, внедрение их в коррекционно-развивающий процесс с детьми групп  компенсирующей направленности играет существенную роль для решения этой проблемы. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. При этом важно помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определённой цели. Учитывая ведущий  вид деятельности дошкольников (игровая деятельность), все занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями по различным направлениям коррекционно-развивающего процесса в  рамках одной лексической темы (младший возраст) или лексико-грамматической темы (старший дошкольный возраст). Все игры подчиняются общему сюжету занятия, что способствует поддержанию интереса и внимания детей. В то же время разнообразие игр обеспечивает смену видов деятельности и организацию двигательной активности детей. Главное назначение игр, используемых в ходе коррекционно-развивающей логопедической работы – развитие маленького человека, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод его на более высокий уровень. Поскольку мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального, эффективным коррекционным средством, широко используемым в работе логопедов ДОУ, является метод наглядного моделирования.Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Метод наглядного моделирования даёт возможность ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними Широко используется в учебном процессе символическая аналогия, способствующая интеллектуальному развитию ребёнка, обогащению его творческих способностей. Внедрять в коррекционный процесс графическую аналогию начинаем уже в младшей группе. Применение  наглядно-графического плана (мнемокарты) способствует лучшему запоминанию и воспроизведению потешек и коротких стихотворений и сказок, показывая последовательность событий, а на занятиях по коррекции произношения на этапе автоматизации в предложениях и текстах позволяет сосредоточиться ребёнку на отрабатываемом звуке.С детьми старшего дошкольного возраста  учителя-логопеды ДОУ осуществляют работу по формированию навыков и умений связной речи по методике Воробьёвой В.К., основанной на использовании материализованных опор в виде картинно – графического плана в повествовательном и сенсорно-графического плана в описательном рассказе. Данная методика позволяет наглядно познакомиться с тем, какая речь является рассказом; создать максимальную опору через графический план; познакомить детей с правилами связи предложений в рассказе; со смысловыми поломками, в результате которых рассказ не получается, и устранять их; самостоятельно составлять рассказы на заданную тему, опираясь на банк предметных картинок, а впоследствии только на заданную тему. Готовые картинно-графические планы используем в работе по автоматизации звуков, когда внимание ребёнка при рассказывании сосредотачивается на отрабатываемом звуке. Эффективно использование  «Наглядного пособия по коррекции устной речи» Ефименковой Л.Н. на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в работе над словом, предложением, связной речью. Задания подобраны таким образом, что в процессе их выполнения у детей развиваются  и внимание, память, мышление. В работе по коррекции звукопроизношения важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными, но, к сожалению, снижает интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводят к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Повысить мотивационную готовность  детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой и длительно удерживать интерес ребёнка помогает использование нетрадиционного метода выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластики (предложена Ястребовой А. В., Лазаренко О. И., конспекты занятий разработаны Бушляковой Р. Г. и представлены в методическом пособии «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»). Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движением органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

При коррекции речи учителями-логопедами  используется  речедвигательная ритмика (Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика).  Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определённое  положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Особенно эффективно использование элементов речедвигательной ритмики в младшем дошкольном возрасте (когда произносительные навыки у детей невелики, произношение имеющихся звуков не отличается чистотой) на этапе уточнения и закрепления чёткого, правильного произнесения гласных звуков и согласных раннего генеза. В дальнейшем эти упражнения используются для вызывания, автоматизации и дифференциации звуков. В настоящее время издано большое количество пособий по коррекции произношения. На этапах автоматизации, дифференциации звуков в самостоятельной речи важно иметь достаточное количество картинного материала, насыщенного данными звуками. Эту задачу помогают решить альбомы Соколенко Н. И. «Посмотри и назови», которые подойдут для работы с детьми всех возрастных групп.  В тетрадях  Новоторцевой Н. В., Коноваленко В. В., Коноваленко С.С. и др. материал подобран таким образом, что охватывает и лексико-грамматическую сторону речи, и фонетико-фонематические процессы, и связную речь. Для детей подготовительной группы интересны книги Успенского М. В. и Успенской Л. П., так как они могут поупражняться не только в правильном произнесении трудных звуков, но и в чтении. В практике учителей-логопедов нашего ДОУ используются следующие нетрадиционные методы: мнемотехника, бионергопластика, речедвигательная ритмика, логосказки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения, психогимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапии, рисование на манке, кинезиологические упражнения, современные технологии логопедического и пальцевого массажа, массаж Су-Джок приборами. Дыхательные упражнения, упражнения для релаксации, а так же кинезиологические и логоритмические упражнения, органично вплетаются в канву любого занятия. Специфика детского возраста такова, что всё, за что бы ни брался ребёнок, ему приходится осваивать заново. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ведь это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, пробуждает интерес к знаниям.

1. Технология логопедического обследования:

 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М, 1998.

● Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. – СПб, 2014.

● Нищева Н.В. Речевая карта ребенка

● Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М,1994 г.

● Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. -СПб.2000.

● Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2005.

● Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольников. – М., 2001.

● Коноваленко В.В. Экспресс – обследование звукопроизношения. – М., 1999.

2. Технология формирования произносительной стороны речи:

● Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем.– М., 1997.

● Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 2000.

● Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1997.

● Лопухина И.С. Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.

● Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1991.

● Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию реи на все звуки. – Ярославль, 1996.

● Нищева Н.В. картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп.  – СПб., 2013.

3. Технология развития восприятия и понимания речи:

● Слепович Е.С. Исправление речи у детей. – Минск, 1983.

● Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М., 1993.

4. Технология исправления и развития слоговой структуры слова.

● Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей.

● Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1961

● Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001

● Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001.

5. Технология обогащения и активизации словарного запаса:

● Ткаченко Т.А. Формирование лексико — грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — СПб. 1999.

● Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.

● Жукова Н.С.,  Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г.

6. Технологии формирования грамматического строя речи:

● Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г

● Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М.2000.

● Ткаченко Т.А. Формирование лексико — грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — СПб. 1999.

● Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М,1981.

● Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г

7. Технологии формирования словоизменения и словообразования:

● Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С —  ПЛ 1999г.

8. Технологии формирования связной речи:

● Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. 1981

● Коноваленко В.В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) - М.2001.

● Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.-М.2003.

● Глухов В.П. Формирование связной речи. – М., 2004.

● Воробьева В.К. Методика развития связной реи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.

● Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. – М., 2001.

Категория: Логопеды | Добавил: mbdou-9 (15.02.2016)
Просмотров: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • http://galyscha.ucoz.net

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz