Среда
08.05.2024
15:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
Советы родителям. »
Меню сайта

Мини-чат

 

Уважаемые родители!

Мы рады, что Вы познали счастье воспитывать ребенка. Это одновременно радостное и трудное занятие. Случается так, что не всегда дети и родители находят общий язык. Мы предлагаем Вам ознакомиться с откровениями вашего ребенка.

            НЕ порть меня. Я прекрасно знаю, что мне совсем не нужно все, о чем я прошу. Я просто проверяю тебя.

            Не бойся быть твердым со мной. Так лучше. Это придает мне уверенность.

            НЕ применяй силу ко мне. Это учит меня тому, что сила – это главное на свете. Лучше, если ты меня просто переубедишь.

            Не будь непоследовательным. Это беспокоит меня и заставляет стараться избегать делать то, что мне не под силу.

            НЕ обещай. Возможно, ты не сможешь выполнить обещание. Это ослабит мою веру в тебя.

            НЕ реагируй на мои провокации, когда я что-нибудь говорю или делаю, чтобы обидеть тебя. Иначе я буду стремиться к достижению все новых и новых побед.

            НЕ очень печалься, если я скажу тебе: «Я ненавижу тебя». В действительности я не имею это в виду, а хочу, чтобы ты пожалел о том, что ты сделал.

            НЕ делай за  меня то, что я могу сделать сам. Не заставляй чувствовать меня «младенцем» - я буду постоянно требовать твоей помощи.

            НЕ обращай много внимания на мои «плохие привычки». Это только заставляет меня придерживаться их.

            НЕ исправляй меня перед людьми. Я быстрее выслушаю тебя, если ты поговоришь со мной тихо, без свидетелей.

            НЕ старайся обсуждать мое поведение во время конфликта. В это время я почему-то не очень хорошо слышу, а слушаюсь еще хуже. Я сделаю, то что ты требуешь, но давай поговорим об этом позже.

            НЕ пытайся читать мне проповеди. Ты бы удивился, если бы знал, как хорошо я усваиваю, что хорошо, а что плохо.

            НЕ заставляй меня чувствовать себя так, как будто мои ошибки – это мои грехи. Я должен учиться делать ошибки без ощущения, что я сам плохой.

            НЕ цепляйся ко мне. Иначе я буду защищаться и оглохну.

            НЕ требуй объяснений моего плохого поведения. Иногда я действительно не знаю, почему я это сделал.

            НЕ испытывай слишком мою честность. Меня легко запугать, чтобы я сказал неправду.

            НЕ забывай, что я люблю экспериментировать. На этом я учусь, поэтому прошу тебя смириться с этим.

           НЕ защищай меня от последствий моего поведения. Я должен учиться на собственном опыте.

           НЕ замечай особенно мои маленькие болезни. Я могу научиться наслаждаться своим плохим здоровьем, если это привлекает ко мне много внимания.

           НЕ отталкивай меня, когда я задаю честные вопросы. Иначе ты увидишь, как я перестану спрашивать и начну искать интересную для меня информацию неизвестно где.

            НИ когда не намекай на то, что ты идеальный и непогрешимый. Это потребует слишком многого от меня.

            НЕ забывай, что я не могу жить без доброго понимания и поощрения. Честно заработанная похвала иногда забывается, а вот ругань никогда.

            Относись ко мне так, как ты относишься к своим друзьям, тогда я буду твоим другом.

ПОМНИ, большему я научусь на примере, а не на критике.

 

И кроме того, Я ТЕБЯ ТАК ЛЮБЛЮ!     ЛЮБИ МЕНЯ ТОЖЕ!

 


Патологические привычки у детей дошкольного возраста

Материал подготовила: педагог-психолог Майорова О.В.

Специалист первой квалификационной категории

 

Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречаются болезнен­ное стремление выдергивать или выщи­пывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патоло­гических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы по­мочь детям избавиться от патологичес­ких привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу.

Известно, что патологические при­вычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способ­ствуют снятию эмоционального напря­жения. Фиксации патологических при­вычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повы­шенное внимание окружающих взрос­лых к этим его действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологи­ческих привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Бо­лее того, подавив одну привычку до­школьника, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у де­тей отсутствует стремление к преодо­лению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопро­тивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (пони­мание патологических привычек как от­рицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологи­ческие привычные действия имеют при­сущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

СОСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Воспитательница обращалась с просьбой помочь в ситуации: Ане 4 года, в течение дня она периодически сосет тряпочку, которую принесла из дома. На любые попытки отобрать любимую тря­почку девочка реагирует агрессивно. Мама Ани рассказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке, с которой не хочет расставаться, не отда­ет ее даже постирать (мама стирает лю­бимую тряпочку дочери, когда она спит).

Дочка привязалась к родной вещи (в данном случае ею оказалась тряпоч­ка) в какой-то сложной для себя ситуа­ции. Произошел перенос чувств девоч­ки на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойнее (как с родным челове­ком, как с другом). Часто такое утеше­ние ребенку приносит общество какой-нибудь (чаще мягкой) игрушки. Принося такую игрушку в детский сад, ребенок всячески оберегает своего «друга», что и произошло в случае с Аней. Посасы­вая тряпочку, Аня как бы дает понять ок­ружающим ее людям, что она испытыва­ет чувство тревоги, беспокойства, ей нужна помощь и поддержка в новой си­туации пребывания в детском саду. Эта патологическая привычка, как и привыч­ка сосать палец, говорит нам, взрослым, что ребенку трудно перейти на следую­щий этап развития.

Что нужно делать

1. Наполнить жизнь Ани в детском саду, узнать, чем она любит занимать­ся, во что играть, заинтересовать ее новыми играми и увлечениями.

2. Присмотреться, с кем играет де­вочка, для того чтобы помочь ей обре­сти настоящего друга.

3. Дома родителям необходимо проводить с Аней как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть в разнообразные игры. Ког­да мама и папа станут настоящими друзьями для Ани, необходимость в «тряпочке-выручалочке», в суррогатном друге, постепенно отпадет сама собой.

Что делать нельзя

1. Отбирать любимую вещь девоч­ки, к которой она так привязана. Даже если вы победите, напряжение ребен­ка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая при­вычка.

2. Наказывать и всячески стыдить девочку за такую привязанность.

3. Говорить об этом суррогатном друге девочки, то есть фиксировать сло­вами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными на­поминаниями.

СОСАНИЕ ПАЛЬЦА

Важно знать, что иногда такие ме­тоды, как намазывание горчицей, на­пример, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако на­помним, что особенность психики ре­бенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходи­мо понять, почему он это делает. Со­сание пальца успокаивает и умиро­творяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удо­вольствие раннего детства, удовле­творяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вреднейший спо­соб успокоиться, когда он беспокоит­ся или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного ин­стинкта сосания вследствие затруд­ненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и застав­ляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребле­ния матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курения пред­посылка к сосанию пальца заклады­вается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что нужно делать

1.Необходимо понять, почему ребе­нок сосет палец (компенсирует недоста­ющее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем попробовать отучить ребен­ка от сосания пальца, необходимо по­думать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.

2.Установить доверительный кон­такт с ребенком, позаботиться о свое­временном его успокоении и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве.

3.Создать условия для разнообра­зия впечатлений малыша и использо­вания при взаимодействии с ним по­движных, эмоционально насыщенных игр.

Что делать нельзя

1.      Всячески пытаться запретить ре­бенку сосать палец, тем самым привле­кая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.

2.      Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокой­ства.

КУСАНИЕ ИЛИ ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ (ОНИХОФАГИЯ)

Обкусываться могут не только вы­ступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровож­даться их проглатыванием.

Ваня (ему 4,5 года) перестал зани­маться онанизмом после того, как роди­тели его строго наказали, зато теперь мальчик стал грызть ногти. Как оту­чить Ваню грызть ногти?

Из этих двух привычек, которые ис­пользует Ваня для снятия напряжения, мастурбация менее инфантильное за­нятие и преодолевается ребенком го­раздо легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребен­ка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психо­логического дискомфорта, раздраже­ния и получает удовольствие. Если ре­бенок не выражает свои отрицательные чувства, они копятся и, не находя вы­хода, переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей — легко возникающая привычка, носит непроиз­вольный, автоматизированный харак­тер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.

Что нужно делать

1.      Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения аг­рессии, позволять ему свободно выра­жать агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специ­альную подушку, на которую ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства.

2.      Не просто отказ от упреков, уг­роз и наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключе­ние, отвлечение ребенка в момент гры­зения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны вос­питывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда вы замечаете у своего ребенка эту привычку.

3.      Необходимо настроиться на дли­тельный период затухания этой привыч­ки, которой обычно примерно равен периоду ее протекания.

Что делать нельзя

1.      Интеллектуально перегружать ре­бенка в ущерб другим сторонам пси­хического развитие

2.      Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать слова­ми в его сознании эту привычку.

3.      Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывая его за эту па­тологическую привычку.

ОНАНИЗМ (МАСТУРБАЦИЯ)

Раздражение половых органов ру­ками, сжатием ног, трением о различ­ные предметы и т. п. У детей дошколь­ного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового мани­пулирования частями тела и чаще все­го не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастур­бации способствует повышенная об­щая возбудимость ребенка.

Онанизм (мастурбация) — это со­вершенно естественное действие ре­бенка и в раннем возрасте является знакомством со своим телом, достав­ляет наслаждение ребенку так же, как еда, движение и др. И что не менее важно — ребенку важно знать о прият­ных ощущениях в этой части тела. Всех нас отличает нездоровое отношение к половых органам — к тем органам, ко­торые дают жизнь — самое дорогое, что есть у каждого из нас. Любопытство первооткрывателя своего тела — вот что движет ребенком. Половые органы, недоступные ребенку из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тог­да, когда ребенка начинают приучать к горшку.

К нам обратились родители Насти (5,5 года) по поводу мастурбации их до­чери на занятиях в детском саду (девоч­ка ерзает на стуле). Проявления мастур­бации у Насти начались в 3 года после переезда семьи на новую квартиру. Пер­вое время (около 2 месяцев) девочке при­шлось спать одной в комнате на неудоб­ной раскладушке, а не как раньше — в своей кроватке рядом с мамой и папой. Беспокойство, вызванное новой обстанов­кой, девочка научилась снимать, занима­ясь мастурбацией. Родители Насти заняты карьерой и мало общаются со сво­ей единственной дочерью, которая внут­ренней направленностью переживаний очень похожа на своего малообщитель­ного отца.

Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является пово­дом для серьезной тревоги родите­лей. Отсутствие у таких детей откро­венности с родителями не дает воз­можности отреагировать адекватным способом на свои чувства и пережи­вания. Создание своего, воображае­мого мира характерно для единствен­ных, необщительных от природы (интровертированных) детей. Чаще мас­турбация (онанизм) отмечается у де­вочек, предпочитающих мальчишес­кие игры девчоночьим занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения она­низма может являться активный тем­перамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в сня­тии напряжения. Такая же повышен­ная потребность может возникнуть у ребенка, нервно-соматически ослаб­ленного, с повышенным уровнем воз­будимости.

Что нужно делать

1.Постарайтесь понять, что имен­но ваше поведение вызывает напря­жение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и рас­слабление (излишняя строгость, не­достаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение ак­тивности, запреты, физические наказа­ния и др.).

2.Научите своего ребенка разным способам получать удовольствие. Со­ставьте для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от..») и для ребенка («Чем ты любишь зани­маться, что тебе нравится...»). Чем больше вы вспомните вместе с ребен­ком тех приятных дел, которые ему нравятся, тем легче вам будет разно­образить способы получения удоволь­ствия. Поделитесь с ребенком своими способами получения удовольствия из своего «меню». И пусть это будет, на­пример, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания.

3.Отвлекайте ребенка более при­ятным и интересным занятием, расши­рив круг его интересов и общение со сверстниками. Повышайте активность в движениях, в способах выражения чувств и включите в жизнь ребенка оз­доровительные мероприятия, направ­ленные на повышение чувств тела: ку­пание, обливание, обтирание.

Что делать нельзя

1.Усердствовать при купании ребен­ка, проявляя при этом усиленное вни­мание к его половым органам. Чрезмер­но ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной по­стели с ребенком, оставлять его надол­го в постели без сна, надевать тесную одежду.

2.Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по ру­кам малыша полутора лет, который та­ким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вы­зывая раздражение генитальной обла­сти тела.

3.Насильно кормить ребенка, вы­зывая у него во время еды отрицатель­ные чувства, что способствует выклю­чению чувствительной зоны рта и язы­ка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно свя­заны). Отдавать предпочтение в пита­нии ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.

В заключение отметим, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут про­блемы — будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или она­низм (мастурбация), тем меньше шан­сов устранить причину появления при­вычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимо­отношений, мягкое и ровное отноше­ние к ребенку, удовлетворение его по­требности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровитель­ные и физкультурные мероприятия, раз­витие творчества.

 

Надеюсь, что у вас, уважаемые чи­татели, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда си­туация вашего ребенка изменится в же­лаемую сторону.

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?