Уважаемые родители!
Мы рады, что Вы познали счастье воспитывать ребенка. Это одновременно радостное и трудное занятие. Случается так, что не всегда дети и родители находят общий язык. Мы предлагаем Вам ознакомиться с откровениями вашего ребенка.
НЕ порть меня. Я прекрасно знаю, что мне совсем не нужно все, о чем я прошу. Я просто проверяю тебя.
Не бойся быть твердым со мной. Так лучше. Это придает мне уверенность.
НЕ применяй силу ко мне. Это учит меня тому, что сила – это главное на свете. Лучше, если ты меня просто переубедишь.
Не будь непоследовательным. Это беспокоит меня и заставляет стараться избегать делать то, что мне не под силу.
НЕ обещай. Возможно, ты не сможешь выполнить обещание. Это ослабит мою веру в тебя.
НЕ реагируй на мои провокации, когда я что-нибудь говорю или делаю, чтобы обидеть тебя. Иначе я буду стремиться к достижению все новых и новых побед.
НЕ очень печалься, если я скажу тебе: «Я ненавижу тебя». В действительности я не имею это в виду, а хочу, чтобы ты пожалел о том, что ты сделал.
НЕ делай за меня то, что я могу сделать сам. Не заставляй чувствовать меня «младенцем» - я буду постоянно требовать твоей помощи.
НЕ обращай много внимания на мои «плохие привычки». Это только заставляет меня придерживаться их.
НЕ исправляй меня перед людьми. Я быстрее выслушаю тебя, если ты поговоришь со мной тихо, без свидетелей.
НЕ старайся обсуждать мое поведение во время конфликта. В это время я почему-то не очень хорошо слышу, а слушаюсь еще хуже. Я сделаю, то что ты требуешь, но давай поговорим об этом позже.
НЕ пытайся читать мне проповеди. Ты бы удивился, если бы знал, как хорошо я усваиваю, что хорошо, а что плохо.
НЕ заставляй меня чувствовать себя так, как будто мои ошибки – это мои грехи. Я должен учиться делать ошибки без ощущения, что я сам плохой.
НЕ цепляйся ко мне. Иначе я буду защищаться и оглохну.
НЕ требуй объяснений моего плохого поведения. Иногда я действительно не знаю, почему я это сделал.
НЕ испытывай слишком мою честность. Меня легко запугать, чтобы я сказал неправду.
НЕ забывай, что я люблю экспериментировать. На этом я учусь, поэтому прошу тебя смириться с этим.
НЕ защищай меня от последствий моего поведения. Я должен учиться на собственном опыте.
НЕ замечай особенно мои маленькие болезни. Я могу научиться наслаждаться своим плохим здоровьем, если это привлекает ко мне много внимания.
НЕ отталкивай меня, когда я задаю честные вопросы. Иначе ты увидишь, как я перестану спрашивать и начну искать интересную для меня информацию неизвестно где.
НИ когда не намекай на то, что ты идеальный и непогрешимый. Это потребует слишком многого от меня.
НЕ забывай, что я не могу жить без доброго понимания и поощрения. Честно заработанная похвала иногда забывается, а вот ругань никогда.
Относись ко мне так, как ты относишься к своим друзьям, тогда я буду твоим другом.
ПОМНИ, большему я научусь на примере, а не на критике.
И кроме того, Я ТЕБЯ ТАК ЛЮБЛЮ! ЛЮБИ МЕНЯ ТОЖЕ!
Патологические привычки у детей дошкольного возраста
Материал подготовила: педагог-психолог Майорова О.В.
Специалист первой квалификационной категории
Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу.
Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим его действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку дошкольника, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
СОСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Воспитательница обращалась с просьбой помочь в ситуации: Ане 4 года, в течение дня она периодически сосет тряпочку, которую принесла из дома. На любые попытки отобрать любимую тряпочку девочка реагирует агрессивно. Мама Ани рассказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке, с которой не хочет расставаться, не отдает ее даже постирать (мама стирает любимую тряпочку дочери, когда она спит).
Дочка привязалась к родной вещи (в данном случае ею оказалась тряпочка) в какой-то сложной для себя ситуации. Произошел перенос чувств девочки на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойнее (как с родным человеком, как с другом). Часто такое утешение ребенку приносит общество какой-нибудь (чаще мягкой) игрушки. Принося такую игрушку в детский сад, ребенок всячески оберегает своего «друга», что и произошло в случае с Аней. Посасывая тряпочку, Аня как бы дает понять окружающим ее людям, что она испытывает чувство тревоги, беспокойства, ей нужна помощь и поддержка в новой ситуации пребывания в детском саду. Эта патологическая привычка, как и привычка сосать палец, говорит нам, взрослым, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.
Что нужно делать
1. Наполнить жизнь Ани в детском саду, узнать, чем она любит заниматься, во что играть, заинтересовать ее новыми играми и увлечениями.
2. Присмотреться, с кем играет девочка, для того чтобы помочь ей обрести настоящего друга.
3. Дома родителям необходимо проводить с Аней как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для Ани, необходимость в «тряпочке-выручалочке», в суррогатном друге, постепенно отпадет сама собой.
Что делать нельзя
1. Отбирать любимую вещь девочки, к которой она так привязана. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
2. Наказывать и всячески стыдить девочку за такую привязанность.
3. Говорить об этом суррогатном друге девочки, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.
СОСАНИЕ ПАЛЬЦА
Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вреднейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курения предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
Что нужно делать
1.Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем попробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
2.Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном его успокоении и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве.
3.Создать условия для разнообразия впечатлений малыша и использования при взаимодействии с ним подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Что делать нельзя
1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
КУСАНИЕ ИЛИ ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ (ОНИХОФАГИЯ)
Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
Ваня (ему 4,5 года) перестал заниматься онанизмом после того, как родители его строго наказали, зато теперь мальчик стал грызть ногти. Как отучить Ваню грызть ногти?
Из этих двух привычек, которые использует Ваня для снятия напряжения, мастурбация менее инфантильное занятие и преодолевается ребенком гораздо легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои отрицательные чувства, они копятся и, не находя выхода, переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей — легко возникающая привычка, носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.
Что нужно делать
1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии, позволять ему свободно выражать агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную подушку, на которую ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства.
2. Не просто отказ от упреков, угроз и наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключение, отвлечение ребенка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда вы замечаете у своего ребенка эту привычку.
3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, которой обычно примерно равен периоду ее протекания.
Что делать нельзя
1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развитие
2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в его сознании эту привычку.
3. Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывая его за эту патологическую привычку.
ОНАНИЗМ (МАСТУРБАЦИЯ)
Раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т. п. У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.
Онанизм (мастурбация) — это совершенно естественное действие ребенка и в раннем возрасте является знакомством со своим телом, доставляет наслаждение ребенку так же, как еда, движение и др. И что не менее важно — ребенку важно знать о приятных ощущениях в этой части тела. Всех нас отличает нездоровое отношение к половых органам — к тем органам, которые дают жизнь — самое дорогое, что есть у каждого из нас. Любопытство первооткрывателя своего тела — вот что движет ребенком. Половые органы, недоступные ребенку из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку.
К нам обратились родители Насти (5,5 года) по поводу мастурбации их дочери на занятиях в детском саду (девочка ерзает на стуле). Проявления мастурбации у Насти начались в 3 года после переезда семьи на новую квартиру. Первое время (около 2 месяцев) девочке пришлось спать одной в комнате на неудобной раскладушке, а не как раньше — в своей кроватке рядом с мамой и папой. Беспокойство, вызванное новой обстановкой, девочка научилась снимать, занимаясь мастурбацией. Родители Насти заняты карьерой и мало общаются со своей единственной дочерью, которая внутренней направленностью переживаний очень похожа на своего малообщительного отца.
Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает возможности отреагировать адекватным способом на свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы (интровертированных) детей. Чаще мастурбация (онанизм) отмечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения онанизма может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка, нервно-соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости.
Что нужно делать
1.Постарайтесь понять, что именно ваше поведение вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.).
2.Научите своего ребенка разным способам получать удовольствие. Составьте для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от..») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится...»). Чем больше вы вспомните вместе с ребенком тех приятных дел, которые ему нравятся, тем легче вам будет разнообразить способы получения удовольствия. Поделитесь с ребенком своими способами получения удовольствия из своего «меню». И пусть это будет, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания.
3.Отвлекайте ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Повышайте активность в движениях, в способах выражения чувств и включите в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувств тела: купание, обливание, обтирание.
Что делать нельзя
1.Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к его половым органам. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять его надолго в постели без сна, надевать тесную одежду.
2.Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша полутора лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.
3.Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.
В заключение отметим, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы — будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
Надеюсь, что у вас, уважаемые читатели, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда ситуация вашего ребенка изменится в желаемую сторону.
|