Деятельность по формированию у детей здорового образа жизни осуществляю в следующих направлениях:
Непосредственно-образовательная деятельность.
В процессе музыкальных занятий напоминаю детям об охране детского голоса и слуха, правильной певческой установки, красивой осанке во время пения и движения.
Организую привычные виды музыкальной деятельности с пользой для здоровья.
- Использую жизнеутверждающие песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день.
- Перед пением песен провожу дыхательную, артикуляционную, фонопедическую гимнастику для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
- Также применяю игровой массаж и самомассаж. (Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Использование игрового массажа и самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез)
- Пальчиковые игры – развивают мелкую моторику, повышают координационные способности пальцев рук.
- Речевые игры - эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- Музыкально-ритмические движения - помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса; развивают быстроту, чёткость, размах движений; помогают устранить отдельные физические недостатки. Они проводятся и с предметами и без них.
Совместная деятельность педагогов и детей
Пассивная музыкотерапия.
Помогаю педагогам ДОУ подобрать соответствующий музыкальный репертуар, консультирую по актуальным вопросам.
Музыка в нашем детском саду сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения и восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию, а значит, косвенно влияет и на физическое развитие и состояние.
Утро. Встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика проходит обязательно с музыкальным сопровождением. Этот вид деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Все это дает положительный эмоциональный заряд на целый день.
Прогулка
Если прогулка проходит под музыку – это здорово и приятно! Слушая музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.
Сон.
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы необходимые условия: музыкальный центр и диски, со специально подобранными мелодиями – «колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям уснуть.
Коррекционно-воспитательная деятельность.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений, способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально подобранной как фон) формы музыкотерапии. Я использую элементы активной музыкотерапии при организации детской в деятельности в кружке «Веселые ритмы».
Музыкальная терапия использует
различные терапевтические механизмы:
- Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
- Помогает установить контакт.
- Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
- Повышает самооценку на основе самоактуализации.
- Способствует коррекции чувств.
- Развивает эмпатию
- Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:
-
- Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
- Улучшается речевая функция.
- Улучшается сенсомоторная функция.
- Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
- Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.
Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояния дошкольника.
Логоритмика
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Существует мнение, что логоритмику можно назвать гимнастикой ума. Почему?
Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.
Таким образом, в процессе музыкальной деятельности у детей успешно формируются представления о здоровом образе жизни. |