Цикл наблюдений за цветущими ветками.
Предварительная работа: Выгонка срезанных веток: ветки вносятся для оттаивания в прохладное помещение. Затем помещаются в сосуд с теплой водой с температурой 30-35 градусов на 8-10 часов. Температуру поддерживают на одном уровне. После теплой ванны ветки ставят в темное место в воду комнатной температуры.
Наблюдение № 1
Цель: Показать детям, что для пробуждения деревьев от «сна» необходимо тепло. Уточнить знания о том, что ветки деревьев отличаются друг от друга размером, толщиной, строением и расположением почек.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите в окно и скажите – тепло или холодно на улице?
- Посмотрите на деревья, что вы про них можете сказать, какие они? (Стоят без листьев, не растут зимой…)
- Теперь посмотрите на веточки, которые мы срезали и принесли в группу. Как они называются?
- Какого они цвета? Какой толщины веточки? Потрогайте их..
- Что есть на ветках? (Почки)
- Какие почки по форме, размеру?
- Как почки расположены на ветке?
- Понюхайте почки. Пахнут ли они? Чем?
- Для чего ветке нужны почки?
- В каком состоянии сейчас находится ветка?
- Что нужно сделать, чтобы «разбудить» ветку? (Поставить в воду в теплом помещении.)
- Давайте разбудим ее. Налейте теплой воды. Сегодня мы должны следить за тем, чтобы ветка стояла в теплой воде в течение дня.
- Кто хочет зарисовать ветку?
Наблюдение № 2 (через неделю)
Цель: Учить детей замечать изменения, происходящие с живыми объектами. Закрепить знания о том, что необходимо для роста и развития растений. Воспитывать у детей интерес к опытной работе.
Воспитатель:
- Ребята, прошла неделя. Давайте посмотрим на веточки, что с ними произошло, изменились ли они?
- Что произошло с почками? (Набухли, раскрылись, появились листочки)
- Как по-другому можно сказать, что же произошло с ветками? (Они ожили, проснулись)
- Понюхайте, пахнут ли теперь почки? Какие вы видите листочки?
- Посмотрите, а на улице произошли изменения с ветками деревьев? (Нет.)
- Как думаете, что повлияло на ветки в группе? (Тепло)
- Что еще необходимо для роста веток? (Вода, свет)
- Посмотрите на ту часть ветки, которая находится в воде. Есть ли там изменения? (Нет)
- А что произошло с водой? (Ее стало меньше)
- Будут ли ветки расти без воды?
- Для чего же нужна вода веткам?
- Что еще необходимо веткам для лучшего роста в воде?
- Давайте их подкормим: положим кусочек сахара.
-
Наблюдение № 3 (через неделю)
Цель: Учить детей делать выводы и умозаключения при проведении наблюдений за объектами живой природы. Закреплять знания о том, какие условия необходимы для роста и развития растений.
Воспитатель:
- Ребята, пришло время наблюдать за нашими веточками. Вначале давайте посмотрим на наш последний рисунок с веточками.
- А теперь посмотрите на сами веточки в вазе. Что изменилось? (Листочки стали крупнее, их стало больше…)
- Полюбуйтесь их красотой. На улице нет зелени, а у нас – настоящая весна.
- В чем причина появления зелени в помещении и ее отсутствие на улице?
- Что же нужно для роста и развития веток?
- Вспомните, что мы добавляли для того, чтобы ветки лучше росли в воде?
- Посмотрите, изменилась ли вода в вазе? Что с ней произошло?
- Давайте дольем воду и положим туда еще кусочек сахара.
- Скажите, а видите ли вы изменения с той частью веток, которая находится в воде?
- Может ли ветка расти без воды?
-
Наблюдение № 4 (еще через неделю)
Цель: Учить детей любоваться красотой живой природы, радоваться приходу весны. Отмечать изменения, которые происходят с ветками. Познакомить с тем, что у ветки есть листовые и цветочные почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются формой, цветом, размером, запахом.
Воспитатель:
- Посмотрите на веточки и скажите, что вы видите? (Появились цветы)
- Были ли они в прошлый раз, давайте посмотрим в альбоме?
- Откуда же они взялись?
- Давайте рассмотрим цветы, какие они? Чем пахнут? Полюбуйтесь их красотой.
- Что стало с листьями? Какой они формы, размера, цвета?
- Как определили, что листья подросли?
|