Суббота
27.04.2024
08:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [11]
Работа узких специалистов [1]
ИКТ [0]

Мини-чат

Главная » Статьи » Из опыта работы

Из опыта работы учителя-логопеда Марковой А.В.

Тема педагогического опыта работы: «Использование метода наглядного моделирования в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

 

Цель опыта работы:

     Раскрытие некоторых возможностей применения наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с ОНР.

     В основу деятельности положена гипотеза, согласно которой коррекционно-развивающая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников будет более эффективной, если планировать и содержательно наполнять коррекционное обучение посредством применения наглядных моделей; применять комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции.

 

Актуальность

     Использование наглядного моделирования в коррекционно-логопедическом процессе отвечает одному из главных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов.

     Коррекция ОНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т. е. сформировать речь как систему.

     Использование наглядного моделирования позволяет одновременно активизировать детей с разными речевыми возможностями. Вслушиваясь в ответы более сильных товарищей, ребёнок успешнее осуществляет переход из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития.

Методика обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря чему поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях.

      Активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.                     

 

Новизна

     Новизна опыта работы заключается в систематизации теоретического материала; расстановке дополнительных акцентов в вопросах использования наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста с ОНР; адаптации материала применительно к группам компенсирующей направленности; в обогащении коррекционно-развивающего процесса посредством использования наглядного моделирования в работе над всеми сторонами речи, в том числе и авторскими разработками (дидактические игры, мнемотаблицы для пересказов и заучивания стихотворений, скороговорок, адаптированные варианты текстов для пересказов, картинный материал к ним).

 

Перспектива

     Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому мне представляется важным не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность с учётом основных линий формирования наглядного моделирования: расширение диапазона моделируемых отношений; увеличение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого их типа; изменение самих наглядных моделей от конкретных (структура отдельного объекта) к обобщенным (структура класса объектов) и к наиболее сложным условно-символическим, передающим наглядно-ненаглядные отношения.

 

Содержательность

     Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе метода лежит использование заместителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

     В логопедической работе моделирование выступает, как определённый метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

     Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальная. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

     Метод наглядного моделирования используется в коррекционной работе над всеми сторонами речи (фонетика, лексика, грамматика, связная речь) и предполагает формирование умения анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

 

Стабильность

     Схемы и модели различных структур (звуки, слоги слова, предложения, тексты) приучают детей к наблюдению над языком. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность. У дошкольников повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

 

Адресная направленность

     Наглядное моделирование является той доступной формой обучения, которая может быть универсальной как для нормально развивающихся дошкольников, так и для детей с нарушениями речи. Поэтому данная методика может широко использоваться для работы с детьми не только логопедических, но и общеразвивающих групп всеми педагогами. Особую актуальность данная методика приобретает в настоящее время в связи с развитием в нашей стране инклюзивного образования, что делает возможным использование её в группах инклюзивного обучения и воспитания.

 

Трансляция опыта

     Опыт работы представлен на заседании педагогического совета ДОУ, распространён среди логопедов ДОУ и города через открытые НОД, выступления на методических объединениях учителей-логопедов. Материалы опыта были представлены на Всероссийской практической конференции; в статьях следующих изданий: Международный научный  журнал «Символ науки» (№ 9/2016, ч.2); научно-методический журнал «Вестник» ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (№ 2/2017, № 4/2020); учебно-методические пособия ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (2019, 2020).

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (23.04.2021)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?