Суббота
27.04.2024
15:10
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [11]
Работа узких специалистов [1]
ИКТ [0]

Мини-чат

Главная » Статьи » Из опыта работы

Из опыта работы воспитателя Банниковой И.Н.

Тема опыта: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста  в условиях группы компенсирующей направленности»

 

Главная цель опыта работы состоит в том, чтобы принять участие в создании в ДОУ такой организации работы по сохранению здоровья у дошкольников, которая бы способствовала формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (долее ЗОЖ), способах сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. Важная задача состоит в создании форм и средств  для реализации этого проекта с целью воспитания творчески активного, развитого и самостоятельного ребёнка.

Идеей моей работы стало предположение, что проведение целенаправленной, систематичной, скоординированной работы по формированию начальных представлений о ЗОЖ, ценности своего здоровья поможет совершенствованию и развитию детей, будет развивать и совершенствовать их психофизические возможности.

Задачи, решаемые в опте работы:

- изучение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста ( выяснить, какое место занимают здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей; как эта проблема формулируется учёными – Осокина Т.И., Васильева М.А., Вавилова Е.Н., Логинова В.И., Кенеман А.В., Хухлаева Г.В.);

- построение работы таким образом, чтобы способствовать приобщению детей к культуре физического развития как естественной состовляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле этого слова и приобретению навыков взаимовыгодного сосуществования в социальной среде;

- формирование у дошкольников старшего возраста представлений о ЗОЖ и привитие им норм поведения в обществе с целью заботы о своём здоровье и здоровье окружающих при совместных усилиях педагогов ДОУ и родителей.

Содержание психолого-педагогической работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (далее ЗОЖ) у детей старшего возраста в условиях группы компенсирующей направленности

  • расширять представления детей об особенностях функционирования целостности человеческого организма, акцентирую внимание на особенностях их личного организма и запретах по здоровью;
  • расширять представления детей о важных компонентах ЗОЖ – правильное питание, движения, сон, природные факторы, физкультура) и факторах, негативно сказывающихся на здоровье;
  • формировать представления о важности правильного питания, объёме пищи, последовательности её принятия, питьевой режим, качество продуктов;
  • расширять представления о роли режима дня и гигиены для здоровья человека;
  • формировать представления о важности физической культуры и спорта, закаливании, активном отдыхе;
  • формировать умение характеризовать своё самочувствие  и умение обратиться за помощью.

 

 

Новизна опыта работы

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда актуальной. К детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

По моему мнению, забота о сохранении  здоровья ребёнка должна занимать приоритетные позиции в системе дошкольного воспитания. Сегодня как никогда актуальна проблема взаимодействия и сотрудничества семейного воспитания и ДОУ, целью которого остаётся подготовка ребёнка к обучению в школе. И следует предполагать,  что при отсутствии здоровья ребёнок не сможет реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В связи с этим приобретают большое значение элементарные знания о своём здоровье у дошкольников с целью его самосохранения.

Авторами многих оздоровительных программ на примере показана значительная оздоровительная эффективность реализации преемственности в работе ДОУ, семьи и школы.

Роль и значимость данной работы для дошкольного воспитания очевидна –

совершенствование оздоровительной работы, новый подход к взаимодействию с семьёй.

Ребёнок – целостный духовный организм, посредник и преобразователь значимых для него природных, социальных, экологических связей. Усматривается образовательно-оздоровительный эффект в воспитании у ребёнка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы игровой деятельности.

Новизна опыта состоит в создании психолого-педагогических условий для развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Пути решения задач – интегрированная деятельность в образовании, игры, мероприятия, досуги и праздники, беседы, чтение литературы и обсуждения прочитанного, отображение мировоззрения через художественную деятельность, использование эмоционально-привлекательных форм.

Актуальность опыта

В ДОУ осуществляется формирование современной просвещённой творческой личности, происходит первоначальное становление её физического, психического духовного здоровья. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в реальных условиях.

Общая концепция непрерывного образования  согласно ФГОС для этого предлагает: обязательным компонентом новой системы должны быть задачи по сохранению и укреплению здоровья, гигиеническому воспитанию, формированию физической культуры.

Решение данной задачи в большей мере зависит от совокупности компонентов:

  • совершенствование методики проведения совместной деятельности по формированию начальных представлений о ЗОЖ и индивидуализация при их проведении;
  • подборка адекватных средств для совместной деятельности к функциональным возможностям детей;
  • формирование осознанной заинтересованности и обоснованной мотивации в творческой и интеллектуальной активности дошкольников;
  • поддержание «педагогики сотрудничества», врачебно-педагогического контроля и человеческого фактора общения всех участников педагогического процесса.

В концепции дошкольного воспитания решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится главное место. На современном этапе – это одна из стратегических задач развития России, решение которой регламентируется такими нормативно-правовыми документами как:

  • Закон РФ «Об образовании», статья 51
  • Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей  РФ» и другими.

Анализ содержания современных программ физического развития и оздоровления детей показал, что эта задача признаётся одной из самых важных.

Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения физиологических возможностей детей. При этом индивидуально-дифференцированный подход является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы.

 

Концепция работы

В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас плохую экологическую обстановку, что особенно характерно для нашего города Ефремова, выделяется множество факторов отрицательного воздействия на ребёнка. Здоровье  в настоящее время перестало быть личной проблемой одного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за сохранение здоровья между обществом, индивидуумом и медициной. Основной задачей ДОУ является  создание оптимальных условий для эффективного решения проблем каждого дошкольника. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных моментов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа по формированию начальных представлений о ЗОЖ  в самом ДОУ и в семье воспитанников.

Концепция моего опыта строится на комплексности следующих направлений педагогической деятельности:

  • образовательное направление  в совместной деятельности со взрослым - формирование начальных представлений о ЗОЖ, пользе физкультуры и спорта, основных гигиенических правилах и понятиях;
  • оздоровительное направление – охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности, достижения полноценного физического развития;
  • воспитательное направление включает в себя формирование интереса к систематическим совместным мероприятиям по ЗОЖ, воспитание нравственно-волевых качеств личности, активности и самостоятельности.

Наблюдая за детьми, я заметила , что у них изменилось представление о своём здоровье и окружающем мире. Поэтому назрела необходимость переосмысления в формировании начальных представлений  о ЗОЖ. Для этого я пересмотрела некоторые аспекты построения педагогического процесса в свете рекомендаций ФГОС  и наметила перспективы дальнейшего развития, основных составляющих и главных ориентиров по совершенствованию.

Суть инициативы моей работы – это развитие здорового, творчески активного ребёнка, способного легко адаптироваться в современных условиях.

Значимость  работы заключается в актуализации задач воспитания позитивного отношения к здоровому образу жизни, на стабилизацию уровня физического и психического здоровья детей через взаимодействие «педагог – ребёнок – родители».

Ожидаемые результаты – повышение уровня представлений о ЗОЖ у детей и их родителей, снижение заболеваемости  в ДОУ, повышение уровня физического развития, появление желания у детей и родителей заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Моя работа по обозначенной теме является своевременной и  значимой, потому что  создаёт оптимальные условия для взаимного сотрудничества семьи и ДОУ  в сохранении здоровья детей.

Перспективы развития  опыта

Значение подачи этой темы состоит в познании ребёнком человека, взаимодействие природы и человека с обществом, которое оказывает содействие  формированию его как здорового, самосовершенствованного объекта целостной системы.  Познавая своё бытие, близких и родных, ребёнок становится полноценным гражданином своей родины России.

В своей совокупности базовые знания интегративных видов деятельности детей совместно с педагогами и родителями дают возможность формировать элементы целостной картины мира и решать такие задачи:

  • формировать начальные представления о человеке и его здоровье, пользе ЗОЖ;
  • воспитывать у детей мотивационные установки на приоритет здоровья;
  • формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в осуществлении различных подходов к формированию начальных представлений о правильном питании, социальном благополучии, гигиене и профилактике заболеваний.

В дальнейшей перспективе приоритеты своей работы вижу в следующем:

  • культивирование у дошкольников старшего возраста осмысленного отношения к собственному физическому и духовному  здоровью в целом; расширение на этой основе адаптивных возможностей организма;
  • воспитание у ребёнка возможности совместно с педагогом способности к самопознанию собственной телесной организации в посильной для него форме;
  • развитие эмоционального сопереживания к другим людям;
  • превращение правил ЗОЖ в повседневную потребность у взрослых и детей в ДОУ.

 

 

 

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (23.04.2021)
Просмотров: 123 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?