Суббота
27.04.2024
10:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ № 9 к\в
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Из опыта работы [11]
Работа узких специалистов [1]
ИКТ [0]

Мини-чат

Главная » Статьи » Из опыта работы

Из опыта работы воспитателя Бобровой О.Н.

Тема: «Организация конструктивной деятельности из бумаги с помощью различных техник с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

Воспитатель: Боброва О.Н.                                                                                                   

Я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаешь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в школе? Каким образом стимулировать его развитие? Психологами доказано, что уже с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности. Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития, показал, что для этих детей характерны различные нарушения речевой деятельности. Кроме того, у детей, страдающих задержкой речевого и психического развития, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений, координации движений. При ряде речевых нарушений у детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук связаны с речевой функцией.

Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.

Доступность материала (бумаги), его разнообразие и свойства позволяют широко использовать его в практике дошкольных учреждений. Работая с бумагой, дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Достоинством технологии работы с бумагой является интегрированность с другими разделами программы – экологией, развитием математических представлений, формированием целостной картины мира и ознакомлением с художественной литературой.

Актуальность данной темы выражена также и том, что многие родители практически не уделяют внимания занятиям детей с бумагой. Дома детям создают условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием из строительного материала и конструктора. Этими видами деятельности дети могут заниматься самостоятельно, в отличии от работы с бумагой. В процессе совместной работы происходит общение взрослого и ребенка, что благотворно влияет на развитие речи последнего, происходит сближение родителей с ребенком, что немаловажно при воспитании всесторонне развитой личности.

Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разных техник является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений. Поэтому я считаю необходимым начинать работу по конструированию из бумаги как можно раньше, т.е. с 3летнего возраста. Так как при выполнении конструктивных действий с бумагой решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному и будет оперировать уже не предметами, а их образами.

Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика, ручная умелость, конструктивные и творческие способности; формируются познавательные и исследовательские умения, сенсорные навыки, навыки речевого общения и коммуникативных способностей, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме.

При работе с детьми младшего возраста я предлагаю использовать бумажные салфетки и мягкие виды бумаги, используя более простые виды  работы с бумагой - это сминание и разрывание. С детьми старшего дошкольного возраста я использую разнообразные виды бумаги (газеты, журналы, цветная бумага для аппликации, бумага для принтера, оберточная бумага) и более сложные виды работы с бумагой - сгибание, скручивание, надрезание.

Подбор фигурок ориентирован на жизненный  опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающей жизни и в соответствии с тематическим планированием.

Занятия провожу в форме  "круглого стола", так, чтобы каждый ребенок был в поле моей досягаемости. Перед каждым занятием я готовлю: образцы фигурок в двух экземплярах (один - в собранном виде, с существенной дорисовкой или аппликацией деталей, другой - в развернутом); материал для складывания, необходимый каждому ребенку, и еще 2-3 запасных комплекта; бумагу определенного цвета или нескольких цветов, формы, размера, фактуры; обрезки цветной бумаги; клей, карандаши, фломастеры.

Слежу за тем, чтобы рабочее место каждого ребенка было удобно и хорошо освещено.

Складыванию каждой фигурки мной посвящается отдельное занятие.                                                                                                                            Начинаю занятие с наблюдения, беседы, сказки, создавая тем положительную мотивацию продуктивной деятельности. Вторая часть занятия представляет собой  объяснение, показ и непосредственно складывание фигурки, а третья часть заключается в оценке результата, обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Изготовление сложных композиций я осуществляю в процессе коллективной деятельности, например, изготовление персонажей к сказке "Теремок". Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Складывание поделки я сопровождаю пояснениями, точно определяющие действия, или провожу в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяю при освоении базовых форм, сами названия которых связаны с похожими нас них реальными предметами ("косынка", "мороженое", "книжка", "шкафчик", "конфетка", "конверт" или "блинчик").

Из опыта работы Г.В.Бутылкиной применяю пооперационные карты. Работать с картой проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами. Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую фигуру надо взять, с чего начать работу, что делать потом. Испытывая трудности на каком-то этапе, ребенок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить ее вновь.

Я стараюсь, чтобы каждое занятие несло радость детям, не допускаю скуку и переутомление, а для этого использую физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения релаксации и дыхательные упражнения, подвижные игры. Чтобы занятия были интереснее, использую поговорки, загадки, пословицы, потешки, сказки, игры.

Регулярно рассматриваю вместе с детьми все то, что им удалось сделать, положительно оценивая творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата. В случае неудачи стараюсь настроить ребенка на то, что в следующий раз все будет гораздо лучше, или по желанию ребенка в индивидуальном порядке провожу повторное изготовление поделки.

Готовые поделки дети могут забирать домой, дарить друзьям и родным.   

 

Категория: Из опыта работы | Добавил: mbdou-9 (23.04.2021)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Эргеева Г.Д. воспитатель
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 79

    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?